Не суди, да не судим будешь. Вопросы, связанные с этой Божьей заповедью, обсуждают наш корреспондент и священник Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.

— Мама говорит пятилетнему сыну: «Не дружи с Васей: он – плохой мальчик!» Она движима любовью к сыну. Она, зная Васю, старается уберечь сына от дурного влияния. Она стремится объяснить сыну причину своего запрета. В чем она не права?

— Мама выступает в роли судьи. Но здесь её ошибка – не столько духовная, сколько педагогическая. Задача педагогики – не в том, чтобы все задекларировать, чтобы делать выбор за человека; нужно так воспитать человека, чтоб он сам делал правильный выбор. К тому же люди, в особенности маленькие дети, часто поступают не как им говорят, а наоборот. В любом случае мама задает сыну неверный вектор в его развитии. Но не судить – это не значит не делать выбора, не ограждать себя от зла. Заповедь – о другом – о воздержании от вынесения вердикта о человеке.

— Рассуждение – один из даров Бога человеку. Как от него отличить суд и осуждение?

— Часто люди нецерковные считают, что, если сказано не судить, значит, мы не можем дать оценку никакому явлению. Но это – совсем не то, что имел в виду Господь, когда учил: «Не судите, да не судимы будете». Наоборот! Сам Спаситель говорит: «Будьте мудры…» Не судить – это значит не выносить человеку духовного приговора. Если мы кем-то обижены, то записываем этого человека в негодяи и злодеи. И у себя в душе лишаем его спасения, то есть отказываем ему в праве исправиться, в праве быть в раю. Но мы никому не должны выносить окончательного приговора: во-первых, мы не имеем на это никакого права; во-вторых, осуждая, мы вредим самим себе. Когда мы осуждаем человека, — мы его «превращаем» в нечеловека. Осуждение – это пренебрежение человеком, это — ржавчина, которая разъедает нашу душу.

— Если кто-то осуждает Бога, говорит о Его якобы жестокости, безразличии, — как можно христианину не осуждать этого богохульника?

— Человек имеет право задавать Богу серьезные вопросы. И выдвигать Ему претензии. Это проходит через весь Ветхий Завет. Пророки и праведники не пресмыкались перед Богом, но разговаривали с Ним, спорили, ругались, иногда хотели судиться. Есть целая Книга Иова, в которой рассказывается о том, как человек обвиняет Бога и требует суда. Поэтому, если человек серьезно и обоснованно задает Богу самые жесткие вопросы, а мы возьмемся его судить, мы окажемся на пути тех друзей Иова, которые, лицемерно оправдывая Бога, были тем самым осуждены. В конце Книги Иова Бог дает ему целое откровение, разворачивает картину мира, после чего Иов умолкает и свои претензии снимает. Книга Иова разрешается в христологическом ключе: Бог нам говорит о том, что победа над злом будет одержана Им Самим – в невинных страданиях, подобных тем, которые претерпел Иов. Но даже если человек – циник, и к Богу относится несерьезно, с издевкой, то и его не стоит судить, с ним лучше вообще не соприкасаться. Если человек все обесценивает, — нужно защищать свою святыню, но эта защита должна состоять не в нападении, а в уходе от дискуссии. Мы должны умолкнуть, и дать Богу возможность в очередной раз претерпеть какое-то поношение. Мы не в праве судить и атеиста. Мы ведь не знаем ответа на вопрос о том, почему одному человеку Бог открывается, а другому – нет; для нас это – тайна.

— «Не судите, да не судимы будете,» — учит Христос. Но, если мы все-таки судим, — кто нас будет судить: Бог, или люди, или сами себя?

— Христине говорят о том, что в конце времен произойдет Страшный Суд. Он Страшный – не потому, что какие-то злые сущности будут всех наказывать. Он страшен тем, что наша душа – такой, какая она была на протяжении всей нашей жизни, — окажется доступной для созерцания всем остальным людям. И все наши близкие, и все наши обидчики, и все, кого мы обидели, увидят все наши душевные и духовные состояния. Они будут знать всё, что мы чувствовали и думали, когда совершали и злые, и добрые дела. А мы даже добро часто делаем с недобрыми чувствами и помыслами. И многие наши добрые поступки окажутся обесцененными тем, что мы думали и чего мы желали. И в этом состоянии мы будем созерцать друг друга. Осуждая человека, мы не знаем, что происходило в нем; не знаем, через что ему пришлось пройти; какие травмы в его душе; как он, может быть, каялся. И, если мы укоренимся в негативном суждении об этом человеке, то, когда мы окажемся перед ним, — нам нечем будет оправдаться. Мы привыкли его осуждать, и вдруг увидим, что он совсем не так плох, или что он изменился, или горько сожалел всю жизнь о том, за что мы его осуждали. Поэтому, когда мы окажемся перед Богом и людьми с обнаженной душой, — это будет невероятно стыдно. Так что стоит уже здесь научиться снимать свои претензии к другим людям.

«Других судить – лишь себе вредить. За какие грехи осудим ближнего, в те впадем и сами, иначе не бывает»

Иоанн Лествичник

— Нужно ли и можно ли судить самого себя?

— С одной стороны, суждение о себе – важная часть христианской практики покаяния. Но токсичность осуждения – в том, что мы отказываем человеку в прощении. И это бывает обращено и на самого себя. Это – очень опасное состояние. Это может привести даже к самоубийству. Мы имеем конкретный евангельский пример. Иуда вовсе не желал Учителю смерти. Но, когда он увидел, как все обернулось, то осудил сам себя.

— Замечаю за собой: с кем ни встречусь, — начинаем осуждать кого-то за глаза. Почему так получается? И как с этим бороться?

— Это – элемент дурного воспитания. Дело не в том, что это родители нас так воспитали. Все общество на этом построено. Если мы осуждаем человека, то возвышаемся над ним. Себя мы считаем достойными, а его – недостойным. Но осуждение вдвоем третьего — это как раз то, что легче всего исправить. Мы можем не поддерживать разговоров, в которых кто-то осуждается.

— В Библии говорится: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.» Значит, обличение человека не является осуждением?

— Если мы обличаем человека, — мы предполагаем для него возможность исправиться. Если же мы что-то неприятное говорим ему в глаза, не предполагая возможность исправления, — это уже – не обличение, а нечто другое.

— Почему в пост мысленно осуждаю других чаще и больше, чем в другое время? Может, лучше не поститься?

— Может, это просто потому, что в пост мы больше времени и внимания уделяем своей душе, и чаще замечаем то, что там происходит? Если мы не будем поститься, — мы продолжим делать то же самое, но ничего за собой не замечая.

— Возвращаясь к вопросу про Страшный Суд. Как понять слова Христа, что верующий в Него на суд не приходит?

— В христианстве есть концепция искупления. Если мы оказываемся верными христианами, то на Суде за наши грехи страдает Христос. То есть, каким бы ни был грех, если мы раскаялись в нем, и пребываем в верности Христу, — мы – неподсудны. Это – несколько юридическое представление, но оно помогает нам находиться в духовном тонусе.

— Однажды, стоя в очереди на исповедь, услышал, как исповедник, подошедший к священнику передо мной, жаловался на своих соседей. «Нормально, — подумал я, — пришел каяться в своих грехах, то есть освобождаться от них, а вместо этого других осуждает, тем самым свои грехи приумножает». Я мысленно его осудил. Но теперь замечаю за собою: я постоянно кого-нибудь мысленно осуждаю. Как избавиться от этого наваждения?

— Прежде всего, сам факт обнаружения нами определенного греха в другом человеке – знак того, что этот грех есть и в нас. Если в человеке нет чего-то, — он просто не сможет понять, что это такое. Осуждение – некий механизм. И он у нас настолько отлажен, что запускается сам, без нашей воли. В момент осуждения мы должны отловить себя на этих чувствах и попытаться понять, почему этот человек так поступает. Понять и, может, в чем-то пожалеть. Мы же знаем себя, свои поступки. И мы почти всегда себя оправдываем. Обычно мы охотно оправдываем и тех людей, которые нам близки, любимы нами. То есть осуждаем чужих, оправдываем своих. Если мы каждого человека будем стараться не осудить, а оправдать, и превратим это в некий навык, — это станет хорошим духовным делом.

— То есть надо стараться быть адвокатом не только для себя, но и для других? Спасибо! Еще заметил: осуждаю не всех подряд, а тех, кто у меня вызывает чувства зависти, либо страха, либо обиды. Тому, кого осуждаю, мысленно желаю зла. Если у него неприятности, он ошибается, снова впадает в грех, — это у меня вызывает злорадство. Что мне делать с этим «зловонным букетиком»? И как понять: у этих «цветочков» — разные корни или один и тот же?

— Корень вообще у всех грехов – один. Это – наша самость – пренебрежение другим ради себя. Человек самостоятельно побороть свои грехи не в состоянии. Но он может получить помощь Самого Христа, прежде всего – в таинствах исповеди и причастия.

— Христос, умерев на Кресте, сошел во ад. Но не как Судья, а как Освободитель. Почему Он отказался от суда?

— Он от суда не отказывался. Само сошествие во ад и было судом. Ад был местом отлучения от Бога. Когда в месте богооставленности воссиял Божественный Свет, — все человечество разделилось на две части. Одни потянулись к этому Свету; приникнув к Нему, они вышли из ада в рай. А какая-то часть человечества, увидев этот Свет, кинулась прочь от Него; и, когда Господь покинул ад, они там остались. Важно понять: суд, который совершает Спаситель, — оправдывающий; Он все время старается нас оправдать. Единственный способ для человека оказаться неоправданным – самому отвергнуть свое оправдание.

Антон Сахновский

Беседовал Антон Сахновский