14 февраля в нашей стране широко отмечается так называемый День влюбленных. Хороший повод поговорить про влюбленность, любовь и блуд – грех, который в наше время многие грехом вообще не считают (между прочим, «блуд» и «грех» по смыслу – очень близкие понятия: блудники, заблуждение, блуждание – однокоренные слова, а грех в переводе с греческого – промах, попадание мимо цели). Нашим собеседником стал священник таганрогского Никольского храма иерей Георгий Канча.

— Отец Георгий! Прежде всего – кто такой святой Валентин, день которого празднуется 14 февраля?

— Никто не знает. Праздник этот – нецерковный. По легенде, этот священник венчал влюбленных, которые не могли соединиться законным образом, и за это был казнен. Но дело в том, что церковный обряд венчания сформировался только к Х веку, когда уже никаких языческих императоров не было, да и мучеников быть не могло. Хотя христианское благословение брака в Церкви существовало изначально, с первых веков христианской эры, но тогда на супружество христиан благословлял не священник, а епископ. А святой Валентин — мифологический персонаж, который обслуживает идею праздника.

— А праздник этот – от лукавого?

— Ну почему же? Есть государственные праздники с хорошей идеей, но «талантливые» исполнители превращают их в какой-то душный официоз. А человеку праздник нужен. У церковного человека праздников и так предостаточно. А что делать светскому человеку? Люди стараются как-то что-то отпраздновать. Возьмем для примера два советских официозных праздника – День Советской Армии и Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. У нас они стали праздниками соответственно всех мужчин и всех женщин. 23 февраля носки дарят всем мужчинам, даже тем, которые в армии никогда не служили. И женщины 8 марта про свои права не вспоминают, скорее это – праздник патриархального уклада. Но в целом люди эти официальные праздники оживили. И День влюбленных, который пришел к нам с Запада, — не про что-то плохое. Хотя у нас в Церкви некоторые ополчаются на этот День. Непонятно почему.

— Так Церковь – не против него?

— А почему Церковь должна быть против Дня влюбленных? Разве что-то плохое есть во влюбленности?

— Но 15 февраля – Сретение Господне – праздник встречи человека с Богом. 14 февраля – начало праздника, вечерня. А молодежь этот святой вечер посвящает не Богу и Его Церкви, а любовным свиданиям.

— Верующая молодежь в храм идет. А неверующая все равно не пошла бы; и вообще туда не ходит. День влюбленных здесь никому не мешает и не помогает.

— Значит, вы считаете, этот новоявленный праздник и День православной молодежи, учрежденный в 1992 году и отмечаемый именно 15 февраля, никак между собой не связаны?

— День православной молодежи логично вытекает из праздника Сретения. Сретение Господне – встреча старца Симеона с Младенцем Христом, встреча Ветхого и Нового Завета, встреча вообще старого и нового, того, что идет на смену. Молодежь – это те, кто идет нам на смену.

— Чем влюбленность отличается от любви?

— Влюбленность – это прекрасное чувство, которое помогает на первом этапе отношений видеть в другом человеке все лучшее. Влюбленность может перерасти в любовь, а может и не перерасти, пройти бесследно. Теперь для нас влюбленность – главный критерий для вступления в брак. В истории так было не всегда: часто за молодых выбор делали их родители. Но многие люди и без влюбленности научались друг друга любить.

— Бывает, что парень, проявляя щедрость, совершая какие-то безумства, считает, что им движет любовь, а на самом деле там – самолюбование. Что вы скажете по этому поводу?

— Но мы же не можем залезть в душу другого человека…

— А что такое любовь?

— Это – очень многогранное понятие. Если говорить о супружеской любви, то это – когда люди, прожив достаточно долго вместе, испытывают глубокую привязанность, встроенность в жизнь друг друга. Это, как правило, — результат совместного опыта, совместного преодоления скорбей, радостей совместных. Когда жизни двух людей переплетаются. И Библия нам об этом говорит: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Здесь говорится не только про физиологические отношения, но про гораздо большее – про то, что соединяет людей глубоким союзом. Если влюбленные друг в друге видят лишь хорошее, то любящие знают все недостатки друг друга, но смиряются с ними, принимают друг друга со всеми «плюсами» и «минусами».

— Возможна ли любовь без Бога?

— Любовь – это некий дар, вложенный в человека Богом. Но она доступна и атеистам. Советские люди являли примеры подлинной любви, не смотря на свои атеистические взгляды. Впрочем, сама советская культура несла в себе христианские мотивы, возможно, даже вопреки революционным представлениям вроде идеи любви как стакана воды. Но, конечно, с точки зрения верующего человека, в любви есть искра Божья; когда люди друг друга любят, они выполняют Божью волю.

— Почему, если люди друг друга любят и верны друг другу, Церковь – против их половой жизни до брака?

— Влюбленность не предполагает половой любви. Если порассуждать о логике нормальных отношений, — нужно какое-то время пообщаться с человеком во влюбленном состоянии. Это – то, что мы называем «конфетно-букетный период» — безо всяких сексуальных отношений. Вступать в брак и начинать сексуальную жизнь стоит, когда влюбленность поутихнет. А у нас многие нынешние молодые люди сами себя обкрадывают — портят себе состояние влюбленности, практически пропускают эту стадию развития отношений. Рано начиная половую жизнь, они друг к другу привязываются. В какой-то момент они могут понять, что друг другу не подходят, но к этому времени оказываются привязанными другими – сексуальными – чувствами. Все — потому что люди неправильно пользуются дарами, которые Бог им дал. Поэтому Церковь – не против сексуальных отношений; она – за правильное использование инструмента. Бог дает нам инструмент. Всякий инструмент требует правильного обращения. Если это – топор, то можно им дом срубить, а можно повредить человека. Если это – микроскоп, то можно им гвоздь забить, но после этого у нас не будет микроскопа, а появится плохой молоток. Если человек свою сексуальность реализует в недолжном виде, — она ему начинает мешать: из средства связи двух людей она превращается в средство разобщения. Так что Церковь исходит из опыта. С одной стороны, — из опыта тысячелетий; с другой стороны – из опыта духовного устроения человека, христианской антропологии. Церковь ничего не навязывает, но объясняет. Каждый может сам выбирать свою жизнь. Можно попытаться переплыть океан на матрасе, а можно – на трансатлантическом лайнере. В принципе, крушение можно потерпеть и там, и там…

— Но если люди уже давно живут вместе, фактически являясь мужем и женой, просто их брак по той или иной причине не зарегистрирован; между ними нет никакого насилия; друг другу они не изменяют, — почему Церковь их совместную жизнь считает блудом, а их самих – блудниками?

— Брак предполагает взаимную материальную, духовную, эмоциональную ответственность. Брак – общественное установление: человек перед обществом обязуется нести определенную ответственность за другого человека. А люди безответственны. Права получили, а брать на себя обязанности не хотят. Некоторые говорят: «Нам не нужны штампы». Но они не нужны, пока нет проблем. А проблемы могут появиться у любого. Кроме того, такой недобрак – обман – самих себя и друг друга. Поэтому сожительство без оформления отношений Церковь считает грехом. Но заключение брака этот грех снимает. Что же касается того, что между этими людьми нет никакого насилия… Дело в том, что любовь – это всегда насилие.

— ?..

— Насилие над самим собой. Любовь – это не чувство, а некое состояние, которое ведет к определенному действию. Любовь – это то, что мы делаем для другого. Если я определился, что я люблю этого человека, значит, я соответствующим образом с ним поступаю. Если я определился по отношению к женщине, что я её люблю, — я определенным образом поступаю. Например, не определяюсь так по отношению к другим женщинам. Значит, я ограничиваю себя, а это требует усилия, потому что в нас живет животная природа, а еще бывают и бесовские воздействия. Также любовь к детям, к престарелым родителям требует заботы о них, которая, бывает, нам вовсе не доставляет радости. Любовь часто требует от человека самоотречения, в чем-то самопожертвования. А христианская любовь – это не о том, что нам все симпатичны: это невозможно. Христианская любовь предполагает, что мы стараемся увидеть в каждом человеке творение и образ Бога, видим в нем человека, пытаемся найти в нем хорошее.

— И конкретный пример. Прекрасная пара. Он — хороший парень, служит в армии. Она – еще лучше: умница, красавица, труженица. В том, что, кроме него, ей никто другой не нужен, никто и не сомневается. Но он ей рассказывает, что у них в армейской столовой – молодые красивые поварихи, а она переживает. Что бы вы ему и ей посоветовали?

— Ей – не волноваться из-за поварих: раз он про них рассказывает, значит, волноваться не о чем. А больше ничего советовать не стану: они-то у меня совета не просили.

Беседу вел Антон Сахновский.