В молитве «Отче наш» мы просим Бога не вводить нас в искушение. А пост – как раз искушение (испытание). Как разрешить это противоречие? На этот и другие вопросы относительно поста отвечает священник Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.

— Сейчас модно говорить, что пост – это вообще не про еду, — признает он. — Однако пост – как раз про еду. Начинается он с того, что мы отказываем себе в какой-то пище. Другое дело – то, что пост бывает разный – в соответствии с различными целями и возможностями постящегося. Необходимо понять, зачем нам нужен пост. В христианстве, что бы мы ни делали, — важно понимать, что мы делаем и ради чего. Пост – не просто воздержание от пищи: Богу всё равно, что мы едим. Пост нам нужен для нашего испытания. Когда мы ради Бога на время поста частично отказываемся от пищи, — мы начинаем видеть, как мы зависим от неё. Человек, утеснивши себя в пище, вдруг начинает о ней думать непрерывно. Или ему становится тяжело, а с ним становится тяжело всем вокруг. Поймав себя на этом, мы обращаемся к Богу с просьбой об изменении себя, об исцелении, о Его помощи, чтоб нам пройти это нелегкое поприще.

— Разные батюшки по-разному благословляют прихожан на послабление поста. Понятно, что определенной позиции Церкви по этому вопросу нет…

— Позиция-то есть. Иное дело, что это – устав, написанный для молодых здоровых мужчин, монахов. Исходя из этого, мы понимаем, что, если вы – не очень молодой, не совсем здоровый и совсем не монах, — есть система послаблений. Если человек пожилой, у него – проблемы и скорби, связанные с возрастом и здоровьем, — отказываться от пищи для него неполезно и не нужно. С другой стороны, — человек должен в чем-то себя ущемить, в том числе – в телесном плане. Должен отказаться от чего-то не очень полезного, что формирует нашу зависимость. Например, от сладостей. Древние люди не ведали, что такое сахар. Возможно, если б они знали про сахар и про зависимости от него, — они бы и его включили в число скоромных продуктов, хоть он и растительного происхождения.

— То есть правильный пост полезен и для духовного, и для физического здоровья?

— Пост может быть и во вред здоровью. Цель поста – не получение здоровья, а получение духовного опыта. Если человек готов поменять частицу здоровья на этот опыт, это – нормально. Почему монахи постились так сурово? – Потому что они использовали пост как элемент борьбы со страстью блуда. Они выяснили опытным путем то, что мы теперь знаем благодаря науке: если человека лишить масла, — у него не вырабатываются половые гормоны, и ему тогда легче переносить половое воздержание. Но если перед человеком такая цель не стоит, — ему такой пост, связанный с сухоядением, неактуален. То есть монахи наносили определенный вред своему здоровью, но они это делали сознательно.

— Монахи даже в пост по воскресеньям пьют вино. Значит, можно и мирянам?

— В древности на востоке вино использовали как дезинфицирующее средство. Но вино пили разбавленным водой; это – не то, что наше винопитие. С другой стороны, монахи знали, что человеку нужен и отдых. По субботам и воскресеньям пост послабляется, монахи позволяют себе немножко выпить, чтобы расслабиться. Так что можно и мирянам, если это – не пьянство, а утешение, как говорят монахи.

— Между супругами половая жизнь в пост позволительна?

— Супруги должны сами между собой решать это. Способны ли они столько времени воздерживаться? Или, если человек будет воздерживаться, у него появятся другие искушения, — так тогда лучше, чем искушаться нехорошо, — провести время с женой, что грехом не является. Супруги должны сами договориться об этом друг с другом, никого в это не вовлекая.

— И все-таки часто создается впечатление, что христианство для многих превращается в религию еды, что в пост мы о еде, о том, что можно, и чего нельзя, думаем еще больше, чем раньше, а о Боге, соответственно, — меньше…

— Когда мы говорим, что пост не про пищу, это – от лукавого. Пост – про пищу, но это – не диета для физического здоровья, для похудения; пост нас возводит к более духовным мыслям. Задача поста – поставить нас в сложные условия, в которых мы станем чаще обращаться за помощью к Богу. Если мы постимся, а сосед за забором жарит шашлыки, — наше внутреннее животное посылает нам сигналы о том, что оно хочет этого мяса. В таких случаях христианин говорит: «Господи! Помоги!» Он переключает мысли с еды на молитву, он учится разговаривать с Богом, получать от Него помощь, потому что помолился – уже легче стало.

— Мы в молитве «Отче наш» просим Бога не вводить нас в искушение. Но пост – именно искушение. Как Вы объясните это противоречие?

— Но ведь это не Бог нас испытывает, а мы – сами себя. Мы сами для себя выбираем ту меру поста, которую можем выполнить, именно для этого и нужен совет со священником: сам человек может либо «перегнуть палку», либо — наоборот. Многие нарушают пост, но и это можно обратить в молитву, попросить у Бога прощения за то, что собрался поститься, но не выдержал.

— Многие в связи с ковидом перестали ходить в храм. Как таким православным людям определить свою меру поста?

— А зачем им тогда поститься? Лучше не поститься, но ходить в храм, чем наоборот.

— И последний вопрос. Если у меня во время Великого поста настроение – еще более радостное, чем обычно, то как себя «гасить»?

— Зачем себя «гасить»? Мы не должны себя «гасить»! Господь в Евангелии говорит, что в пост не нужно делать унылые лица. Великий пост – подготовка к Страстной неделе, которая посвящена воспоминаниям Страданий Христа. Когда мы в эти дни приходим на богослужения, то, если мы сопереживаем тому, что произошло со Спасителем, — естественно, у нас никакой улыбки не будет. Но все остальное время мы вполне можем радоваться жизни.

Беседовал Антон Сахновский

Фото Олега Хмелевского