Праведность есть уничижение и попрание смерти
святитель Иоанн Златоуст

23 марта – день блаженной кончины праведного Павла Таганрогского. Всецерковное прославление святого в 2016 году открыло его имя и подвиг для почитания всему православному миру. Сейчас  у раки с мощами святого собираются христиане из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, пишутся иконы и освящаются храмы в честь Таганрогского святого.

15-летие канонизации

Крестный ход на прославление праведного Павла Таганрогского, 2016 г.

День 23 марта 1879 года стал для Таганрога великим событием, собравшим вокруг почившего праведника тысячи жителей города и его окрестностей.  Тогда впервые многим стало понятно, какого масштаба личность приютила убогая келья в Тургеневском переулке, какой величины человек жил в Таганроге и какого молитвенника приобрел город, а за ним вся Церковь.

Давайте попробуем восстановить хронологию последних дней земной жизни святого, обращаясь к его жизнеописанию, составленному Марией Цурютиной по рассказам очевидцев.

портрет старца

Современный живописный портрет праведного Павла Таганрогского

Ибо, когда я немощен, тогда силен (2Кор.12)

На момент кончины старцу было 87 лет, он страдал от различных заболеваний, безропотно перенося тяжелые боли.

Из-за слабости в последние годы старец  не мог вести тот образ жизни, которому следовал прежде. Он уже не мог посещать богослужения и не выходил из кельи. Однако телесные немощи не уменьшили его духовных подвигов: старец почти не спал и не ел, питаясь лишь несколькими размоченными кусочками просфоры или сухаря в день, и непрестанно молился.

«Пресвятая Богородице, спаси нас!»- доносилось до послушниц молитвенное пение старца из-за  закрытой двери.  Но и когда наступала тишина, послушницы знали, что старец не спит. Благодаря женской заботе или любопытству мы знаем, что там происходило: глядя в щель под дверью, они видели его воздевающим руки и творившим Иисусову молитву.

Старец угасал телесно день ото дня.

Келья, фото 20 века

Келья старца Павла, вид со двора. Фото начала XX века.

Господь открыл Своему верному слуге час кончины. Чувствуя приближение смерти, старец постепенно готовил своих духовных детей к жизни без своего руководства. В один из дней старец Павел созвал послушниц и стал их спрашивать, как они будут его поминать.  Он услышал разные ответы. Одна сказала, что будет поминать, если старец  оставит денег. Молодая послушница Улиания, которая впоследствии вместе с баронессой Таубе уехала из Таганрога, услышала предсказание о том, что покинет келью… Получив ответы от всех послушниц, старец обратился, наконец, к Марии Величко: «А ты, Марья, как будешь меня поминать?» Мария уже была готова ответить, но старец не дал ей договорить: «Будет, будет, дивчина, знаю, знаю, как ты будешь поминать меня»,  — остановил ее старец, прозревая в Марии будущую руководительницу своей общины.

Сверстанные карт

Однажды, совсем незадолго до смерти старца, Мария Величко поразилась большой перемене в его состоянии: «Голова его, прежде крепкая и здоровая, стала бессильная и как бы мертвая, и силы его оставили, и бодрость исчезла». Мария со слезами приступила к старцу, горюя о будущем сиротстве и своей судьбе.  Старец же с нежностью пожурил ее: «Я ей все отдал, а она еще и плачет!»  И добавил: «Я вручаю вас всех Царице Небесной, Она вами всеми управит». Действительно, дары Духа Святого, почившие на старце, несомненно, передались послушнице Марии Величко. Она стала не просто хранительницей памяти о старце, но живой преемницей его подвига, старицей.  А судьба кельи решилась благополучно благодаря стараниям баронессы Елизаветы Таубе. Она приобрела подворье, где находилась келья, и предоставила его в полную собственность послушниц.

послушницы1

Послушницы со старицей Марией Величко у могилы старца Павла в часовне

Но вернемся в предсмертные дни старца Павла, когда он уже никого к себе не принимал. Один крестьянин из села Иловайского пришел в келью, прося молитв, и был, хоть с трудом, принят старцем и даже прожил в келье несколько дней. А отправляясь в обратный путь, получил от старца поручение передать в село записку о дате скорой смерти старца. К записке старец присовокупил указание передать ее просфорнице Екатерине, но только не другому жителю села – Никите, потому что «тот никому не скажет». Крестьянин, приехав в село, долго искал просфорню Екатерины, и все-таки отдал эту записку Никите, который не поверил этому сообщению и не передал односельчанам весть от старца. И никто из тех людей не успел на погребение старца к их великой скорби.

Так постепенно духовные чада приучались старцем к мысли о его грядущей кончине.

… и смерть – приобретение (Фил. 1:21)

За три дня до своей кончины старец Павел перестал принимать пищу, лежал в глубоком молчании, и все живущие в келье подумали, что у него пропала речь. Но в самый день кончины своей он заговорил с окружающими.

«Когда я умру, а к вам люди будут ходить, то вы их водите на мою могилу, и они будут говорить: «Здравствуйте, батюшка!»- а я буду им отвечать: «Здравствуйте, мои добрые люди!»  — эти слова послушницы и все, почитавшие старца, принимали к сердцу как завещание, которое община и выполняла на протяжении многих лет, включая годы гонений вплоть до прославления святого.

22 марта старец крайне ослабел. Тут же послали за иеромонахом Греческого монастыря Дамианом, который  в последние дни исповедовал старца и приобщал его Святых Христовых Тайн. Старец хоть и не мог посещать богослужения в последние дни своей жизни, но постоянно пребывал в молитве и Богообщении, часто причащаясь Тела и Крови Господних.

Ночью 23 марта, в 01. 33, причастившись Святых Таин, праведный Павел, предал свою душу в руки Божии.

Приготовить тело подвижника к погребению Господь удостоил двух жителей села Николаевка, которые в то время гостили в келье. И мы даже знаем их имена: Ефим Корнюшко и Иван Лисогорский. Эти люди и все, кто был в тот момент в келье, скорбели о кончине любимого старца, но были утешены свидетельством явного знамения Божией благодати, увидев как лицо лицо подвижника «просияло великою радостью, а тело сделалось белое, подобно снегу».

Еще не настал рассвет, а весть о кончине праведника уже разлетелась по Таганрогу и окружающим его деревням.

Узнав о кончине Павла Павловича, как многие его называли, народ поспешил на подворье кельи, чтобы попрощаться со старцем и приложиться к его телу. По вере Церкви благодать и помощь Божия, присущие святым при жизни, действует  в их честных останках и после смерти. И Господь не оставил эту веру без ответа, подавая множество исцелений людям, пришедшим и прикасающимся к телу подвижника.

Люди заполонили собой весь двор, двери его кельи буквально ломились от большого стечения народа. Желающие увидеть старца все прибывали. Для организации порядка был вызван отряд полиции, который следил за очередью и впускал людей. Наступление ночи и следующего дня не ослабило желание народа прикоснуться к телу подвижника, люди без сна и пищи стояли у его гроба, веря в то, что смерть угодника Божия только усилит помощь по его молитвам.

Три дня простояло тело почившего старца непогребенным, и «народу за эти три дня перебывало у его гроба столько, что нужно было считать тысячами», — говорится в житии.

На третий день под утро гроб с телом праведника был вынесен из кельи во двор. Коленкор, которым был покрыт стол с телом, приходящие разобрали по кусочкам как святыню.

Множество больных приходило ко гробу старца, веря в исцеление по молитвам новопреставленного праведника. Больные молитвенно взывали к нему: «Павло Павлович, помилуй и помолись за нас!», и многие из больных по вере своей прямо тут же получали исцеления.

25 марта в 8 утра на подворье пришли священнослужители из церкви Святителя Николая иерей Николай Шапошников и диакон Григорий Данников, а также священник Антоний Попов со своим девичьим хором из села Николаевка.

Совершив во дворе над телом старца последнюю панихиду, гроб благоговейно подняли и понесли на руках для отпевания в Кладбищенскую церковь Всех святых к началу литургии.

всехсвят

Мартовская погода была очень холодной, размокшая грязь хлюпала под ногами. Екатерининская улица, по которой шла процессия, в то время была не вымощена. Буквально по колени в грязи приходилось идти несшим гроб, а толпа вокруг напирала, желая прикоснуться ко гробу в последний раз. Тогда гроб, установленный на носилках, пришлось нести на вытянутых руках, чтобы ускорить ход шествия и успеть к литургии.

«Многие из народа тогда влезли на заборы и крыши домов, чтобы хоть оттуда посмотреть в последний раз на святое лицо старца».

Наконец, процессия достигла кладбища, и гроб с телом праведника установили посреди храма. Божественную литургию совершали соборно три иерея — вышеупомянутые отцы Николай Шапошников, Антоний Попов и Иаков Досичев из Кладбищенской церкви.

Как известно, кладбищенская церковь Всех святых не была приходским храмом, а была предназначена лишь для отпеваний и панихид. Ее малые размеры не вмещали и десятой доли стекшегося на погребение народа.

1372666370

После литургии последовал чин отпевания. Когда гроб с останками почившего понесли к приготовленной для него могиле, возросшая к тому времени толпа вновь хлынула ко гробу, чтобы еще раз приложиться к телу старца. Небольшое расстояние от храма до могилы, а это метров 300, процессия преодолевала в течение целого часа.

И снова люди, чтобы увидеть старца, залезали на деревья, памятники и кресты, «и смотрели с великим желанием на небывалое до сих пор в Таганроге печально-торжественное зрелище».

«Когда я умру, то много будет чудес, и будет мой праздник в Великий пост, и будет много-много мух, будет полная хата и полный двор, и будут сидеть они на домах и на деревьях, на заборах и на крестах», — снова в точности исполнилось старцево предсказание о чудесах в день его погребения.

Наконец, любимого старца предали земле. Однако народ и после этого не расходился, оставаясь у могилы и молясь всю ночь об упокоении его души.

на кладбище

Старица Мария с послушницами на кладбище.

Говоря о днях кончины и погребения праведного, хочется вспомнить о литографии, которая долгое время висела в келье старца Павла до самого его прославления. Сюжет ее таков: над телом старца, лежащим в гробу, в небесных высях сонмы ангелов встречают сияющую душу праведника. История этой литографии отсылает нас к протоиерею Василию Бандакову, знаменитому проповеднику и духовному писателю, служившему в Таганроге настоятелем храма Архангела Михаила.

Внутренний вид келии, 20 век

Внутренний вид кельи, фото начала ХХ века

«Обладая по природе своей крупным публицистическим талантом, в высшей степени разнообразным, он редко останавливался на отвлеченных богословских темах, предпочитая им вопросы дня и насущные потребности того города и края, в котором он жил и работал… Как проповедник он был страстен, смел и часто даже резок, но всегда справедлив и нелицеприятен», — так писал А.П. Чехов о протоиерее Василии Бандакове в некрологе.

Портрет_протоиерея_Василия_Анастасьевича_Бандакова

протоиерей Василий Бандаков

 

Резкость характера отца Василия, почитавшего старца Павла при жизни, сыграла с ним злую шутку и побудила его к ревности и даже зависти, ведь старец Павел был простой мирянин, а люди шли к нему как к духовному человеку. И мы бы не узнали об этом, если бы сам отец Василий, вразумленный Господом, не покаялся публично во время своей проповеди на следующий день после кончины старца: «Вот, братия и сестры, и я, грешник, гнал Павла Павловича, но в ту ночь, когда он умер, мне было видение: ангелы несли на небо душу и пели радостные песни, и спросил я их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» и услышал с небес голос: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича».

литография

По сюжету этого видения из фотографии старца в гробу и была выполнена литография, которая висела в келье и разошлась многочисленным тиражом среди его почитателей.

Еще об одном видении, свидетельствующем о святости старца, узнали люди после его смерти. В Успенском соборе, где старец Павел любил молиться, настоятелем служил протоиерей Иоанн Себов, а диаконом Курилов. Последний недолюбливал праведного старца и часто гнал его, но протоиерей Иоанн Себов уважал старца. И Господь открыл ему видеть, какой чести и благодати от Бога удостоен был старец. «Однажды, — рассказывал протоиерей, — когда я вышел на литургии с великим входом, я в изумлении увидел старца Павла, стоявшего в светлом сияющем облачении, подобном архиерейскому; я в радости отблагодарил Господа, прославляющего преподобных Своих».

«Хоть я помру, а вы моего места никогда не забывайте. Мой куст никогда не будет пуст», — помня завет и обещание старца, в день его земной кончины и небесного рождения, будем просить праведного Павла Таганрогского быть привитыми хоть малым побегом к его духовному «кусту».

объявление про келью1

Александра Калинская

Александра Калинская