Пушкин вёл непримиримую войну… средствами искусства.

Анна Ахматова. Листки из дневника. Заключение.

6 июня – день рождения Александра Пушкина.

Кратковременный визит великого русского писателя в наш город стал яркой страницей в богатой истории Таганрога. В память о Пушкине у нас есть набережная, носящая его имя, установленный там памятник поэту, улица Пушкинская (бывшая Тюремная). А в те далёкие дни более чем 200-летней давности визит Александра Пушкина отнюдь не был похож на визит Александра Дюма на Кавказ, устланный восторгами и угощениями.

Весной 1820 г. Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу для объяснения эпиграмм на председательствующего по военному департаменту Государственного Совета Алексея Андреевича Аракчеева, архимандрида Фотия и Александра I. После чего чиновник министерства иностранных дел Александр Пушкин был понижен в должности и отправлен по делам новой службы попечительского комитета о колонистах южной России в служебную поездку на юг.

Посетив Киев, дождавшись в Екатеринославле (ныне г. Днепр, бывший Днепропетровск) своих попутчиков, далее под милым «конвоем» семьи Раевских, поэт отправился на Кавказ через Мариуполь и Таганрог в мае того же года.

Брюллов К.П. (?) Портрет А.С. Пушкина. Предположительно 1836 год. (Государственный Музей А.С. Пушкина в Москве.)

В столетний юбилей поэта Таганрогская городская дума 7 апреля 1899 г. приняла решение построить «дом для народной аудитории им. поэта А.С. Пушкина», тут же отчислив 500 руб., и объявила добровольный сбор средств. К 1 января 1904 г. было собрано 2314 руб.

Поэт-воин

Мы вспоминаем Александра Пушкина в его день рождения. 6 июня. Теперь это – День русского языка.

Однако всю глубину значения его гения советская школа не раскрывала. Во след царю правительству СССР и КПСС нужны были послушные граждане, поэтому поэта вписали в план борьбы с царизмом рядом с декабристами, обойдя его подвиг по созданию трибуны для выражения общественного мнения, по созданию газеты и журнала в противовес печати, контролируемой комитетом государевой безопасности, где главенствовал Фаддей Венедиктович Булгарин с «Северной пчелой» и «Литературными листками».

Калмыков Ив. Л. «Воронцовский бульвар в Таганроге», начало XX в. (Музей Российской Литературы им. В.И. Даля) Художник – участник выставки в г. Таганроге в 1903 г.

Советское литературоведение не открывало этот смысл, поскольку после первого съезда писателей СССР в 1934 г. они, писатели, были возвращены в то положение лакеев, обязанных петь по заказу и не обсуждать политику, из которого Александр Сергеевич пытался их вывести.

Александр Пушкин органически не мог льстить:

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И в силе, в гордости свободной

Кадилом лести не кадил.

Природу лишь учился славить,

Стихами жертвуя лишь ей.

Я не рождён царей забавить

Стыдливой музою моей… (К Плюсковой. 1818 г.)

В Пушкинское время писатели не были в табеле о рангах, официальное положение с окладом им даст Иосиф Сталин. До Пушкина литература была в передней (лакейской), а писатель был шутом у привилегированных тунеядцев. Беспокоясь о судьбах детей, поэт написал жене: «Утешения им мало будет в том, что их папеньку схоронили, как шута, и что их маменька ужас как была мила на аничковых балах».

Александру Пушкину суждено было ценой своей жизни поставить вопрос о положении писателя и журналиста ясно, решительно и бесповоротно! Личность поэта выходила за рамки привычного зависимого положения. Писатель, по Пушкину, это благородная общественная сила, литература – достойное общественное служение, общественная совесть. Вот почему Александр Пушкин – первый поэт, которого хоронили на Руси «всем миром», даже иностранцы признали, что это была «народная манифестация».

*

«Если удастся направить его перо и его речи, в этом будет прямая выгода», – так 12 июля 1827 г. писал Александр Христофорович Бенкендорф Николаю I, а наивный и порывистый Александр Сергеевич Пушкин «расположение» императора принял за чистую монету, что завистники поспешили посчитать предательством поэта. «Мне хотелось бы, чтобы государь был обо мне хорошего мнения. Если бы он мне доверял, то, может быть, я мог бы добиться какой-нибудь милости для них» (декабристов).

Доу Дж. Портрет А.Х. Бенкендорфа, Военная галерея в Государственном Эрмитаже.

Он, смесь шума и размышлений, со своим импульсивным темпераментом, горячим сердцем, энциклопедическим умом и свободолюбием, «имел несчастье родится в России, в век чванный и рабский», где серость, расплодившаяся у трона, не собиралась терпеть ярких конкурентов.

В отличии от Александра Сергеевича, Николай I был сведущ в работе секретных служб: он польстил Александру Пушкину, и, умело пустив слух, что считает поэта «самым умным человеком во всей России» (свидетельство безымянного придворного), выведал его мировоззрение, дав задание написать проект о народном воспитании. Так начался поединок поэта с системой.

*

Личная цензура царя была подана как отмена цезуры («Я буду твоим ценителем!»), но вылилась она в большие препятствия для публикации, запрещено чтение среди друзей написанного, но не одобрено первым читателем, и его поверенными цензорами. Не мог Пушкин беспокоить часто «государственную совесть», а слуги шефа жандармов Александра Христофоровича Бенкендорфа бездарно редактировали его гениальные художественные произведения.

Александр Бенкендорф уверяет поэта, что он ему лучший друг, а ответные поступки Пушкина трактуются, как невменяемые и неблагодарные: «Вы – талант, но нарушаете слово». Для поездки из Москвы в Петербург поэт должен подать особую просьбу. Статус поэта – «временно выпущенный на волю арестант». Любая его отлучка – подотчётна и сопровождается массой секретных отношений III отделения полиции.

Пушкин жил проектом независимой прессы. «Журнал мой предлагаю правительству – как орудие его действия на общее мнение». (Материалы по изданию газеты с финансовым планом. Записка, представленная в III отделение.) Но III отделение категорически запрещает рубрику политики в газете, альманахах и журнале.

Пресса, издаваемая друзьями Александра Пушкина и Антона Дельвига: два альманаха «Подснежник» 1829 г. и 1830 г., «Северные цветы» 1824–30 гг. (восемь книжек, самый «долговечный»), «Литературная газета» с 1 января 1830 г. по 30 июня 1831 г. Фактическим редактором первых 13 номеров был А.С. Пушкин. Газета сразу вступила в литературную борьбу с консервативными изданиями и сторонниками «чистого искусства»: «Северной пчелой» Фаддея Булгарина, «Московским вестником» Михаила Погодина, «Московским телеграфом» Николая Полевого.

Титульная страница альманаха «Северные цветы»

«Литературная газета» выступала против ура-патриотизма русского императорского дома. Отдел поэзии позволял печать стихи без цензуры, таким образом были опубликованы стихотворения декабристов без указания авторов, переводы Вальтера Скотта, Виктора Гюго и др. Начало конца газеты – выговор редактору Антону Антоновичу Дельвигу за цитату из французской революционной песни: «Аристократов к фонарю!», но в следующем номере газеты вспомнили жертв июльской революции 1830 г., что закончилось отстранением редактора. В ответ Александр Сергеевич Пушкин открыл стрельбу эпиграммами и памфлетами, разоблачая Фаддея Булгарина как агента III отделения. В ответ булгаринская «Северная пчела» открыла травлю на поэта.

Антон Дельвиг, официальный редактор газеты, скончался 14 января 1831 г. после разъяснительной беседы у Александра Бенкендорфа из-за политических тем в «Литературной газете». Следующий выпуск альманаха «Северные цветы» Александр Пушкин считал тризной по Антону Дельвигу: «Обозрения словесности не надобно; …придётся бранить Полевого да Булгарина. Кстати ли такое аллилуйя на могиле Дельвига?». Виньетка на обложке была с порванными струнами. В этом выпуске вышли пушкинские «Моцарт и Сальери», «Анчар», «Эхо», «Бесы» и др. Однако ломбардные билеты Антона Дельвига на 55 тысяч рублей не были найдены, и финансовых возможностей продолжать выпуск альманаха не стало.

Впоследствии Пушкин продолжил издание оппозиционной прессы журналом «Современник» (23 апреля 1836 г. вышел первый номер).

Монополист журнального дела Фаддей Булгарин распространяет о Пушкине грязные нелепости: «голова Пушкина – побрякушка, набитая рифмами, где ни одной идеи», что Пушкин ползает у ног сильных, чтобы позволили нарядиться в шитый кафтан, что произведения Пушкина безнравственны, князь мысли стал рабом толпы и т.д. О них поэт брату в письме писал: «литературные паны и сволочь». Сплетни в салонах о поэте хуже, чем про Чацкого. Грязные анонимки до сих пор об этом свидетельствуют в доме Пушкина на Мойке.

Травля поэта в журналах-рупорах жандармского управления доведена к середине 1830 гг. до того, что статья Владимира Одоевского «О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина» нигде не может быть опубликована. Нервы поэта напряжены до предела, на встрече с выпускниками лицеистами Александр Пушкин не в состоянии произнести речь, его душат слёзы!

 Дуэль с Александром Соллогубом не состоялась, но с Жоржем Дантесом вполне…

Пушкин-энциклопедист

Благодаря полным изданиям сочинений Александра Сергеевича Пушкина, мы можем судить о разносторонних интересах и диалектическом мышлении поэта, в рамках своих, естественно, исторических условий. Александр Пушкин был одновременно и вдумчив, и шумен. Его смех мог рассмешить кого угодно, и в то же время он обладал незаурядными интеллектуальными способностями.

В характеристике Александра Пушкина отмечается его ум: «Этот ученик рано проявил гениальность необыкновенную. Успехи в Лицее его были быстры. Его ум вызывал удивление…» (Цит. по письму И.А. Каподистро к Ивану Инзову, наместнику Бессарабской области) 

Такой ум требует знаний. В ссылке в селе Михайловском Александр Сергеевич пишет друзьям: «Книг! Ради Бога книг!» После, из ссылки поэт увезёт несколько возов книг. Умирая, он обратится к книгам: «Прощайте, друзья мои!»

Поездка на юг увлекла его историей. Визит в Таганрог отразился в его работе над «Историей Петра». А после посещения донского казачества (Крепость Дмитрия Ростовского, Нахичевань, Аксай, Новый Черкасск, Старый Черкасск) увлекающийся ум поэта захвачен Степаном Разиным и Емельяном Пугачёвым. Проезжая Кобякову балку, он вспоминает пленённого здесь князя Игоря Святославовича.

«Я жаждал краёв чужих… Но я не знал, что и на отечественном юге так много любопытного, достойного пера поэта. Прелестный край!» Пушкин любил путешествовать и готовил к изданию в журнале «Современник» «Путешествия в Сибирь», «Освоение Камчатки».

История его интересует вся: римская республика и империя, феодальное правление, русская история, история Украины, французская революция и её причины, история этикета. Его волнуют проекты народных представительств, работы земств.

Переосмыслив французский классицизм, а также творчество Джорджа Гордона Байрона и Уильяма Шекспира, поэт создал русскую историческую драму «Борис Годунов». И это на общем фоне почитания Запада. (Кстати, Александр Бенкендорф закрыл журнал «Европеец» за непочтительный отзыв о немцах.) Александр Пушкин вдохновлён фольклорными темами, в том числе русскими, создал ряд сказок. Намечал план издания русских песен, собирал пословицы и поговорки, сам цитировал их, в том числе в письмах жене. Этим и объясняется его покровительство Николаю Гоголю, как представителю малороссийского языка.  

Медаль писателю-воину А.С. Пушкину 1799–1837. Издавалась 1970-1988 гг. (Государственный Центральный Музей Современной истории)

В дневниках и записках Александра Сергеевича виден широчайший диапазон интересов. Даже математика занимала его ум, он выводит свою теорию о происхождении арабских и римских цифр. Всё увлекало поэта: положение рабочего в Англии, карантины и их организация, субсидии и казна, кредит и статистика.

Вышеперечисленные записки, дневники, черновики, литературоведческие и лингвистические изыскания, всё это могло бы стать журнальными статьями, новыми гениальными творениями, но увы!

Екатерина Галочкина