Как известно, нравственный уровень еврейского народа – полудиких кочевников – на протяжении длительного исторического периода нельзя было отождествлять с представлениями пророческой, а тем более Новозаветной этики.

Коллективный характер отношения к Богу особенно ярко выразился в идее коллективной ответственности перед Богом. За грех, провинность перед Богом, совершённую одним из членов коллектива, должен был отвечать весь коллектив, и прежде всего, разумеется, близкие родичи: родители за грехи своих детей, дети за грехи родителей «до третьего и четвёртого колена». Это было вполне в духе моральных представлений родового строя и не могло не вызывать тягостных раздумий относительно справедливости или несправедливости решений Яхве.

К примеру, коллективную ответственность мы наблюдаем в книге Иисуса Навина. Там описан эпизод, когда после взятия г. Иерихона Иисус Навин отправил около 3000 человек взять небольшой город Гай, но жители Гая отразили нападения евреев и многих из них убили. Народ пришел в уныние. После этого Господь открыл Иисусу Навину: «Израиль согрешил, утаивши для себя добычи, взятой в Иерихоне, потому и не мог устоять перед своими врагами. Я не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого». На другой день Иисус Навин собрал народ и Господь указал Ахана, из колена Иудина, который и сознался, что утаил из добычи и закопал под землю шатра. Израильтяне побили камнями Ахана и всё его семейство и сожгли со всем имуществом. После этого Гай был взят.

02550

Взятие города Гая и его сожжение. Апостольская библиотека Ватикана. Свиток Иисуса Навина. Первая половина X в.

Разумеется, этот принцип не мог долго руководить умами избранного народа, движущегося к Новому Завету. С ростом нравственного уровня народа начинается и новая ступень Божественного Откровения, возвещаемая пророками.

Известный афоризм древнееврейской литературы: «Злодей, а ему хорошо, праведник, а ему плохо», – отражает любое общество, в котором господствуют социальная несправедливость и неравенство. Из ветхозаветной истории известно, что уже во времена пророка Иеремии, т.е. в последнее десятилетие перед Вавилонским пленом, многие не могли примиряться с принципом коллективной ответственности перед Богом.

Почему одни должны отвечать за грехи других, пусть даже своих отцов? – спрашивали люди и с возмущением повторяли народную пословицу: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 29). И отражая эти новые представления, навеянные пророческой этикой, новой ступенью Божественного Откровения, пророк Иеремия от имени Бога заверяет, что в будущем будет совсем по-другому: «…каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30).

Пророк Иезекииль заявляет об этом ещё более определённо: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 20).

И далее: «Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18, 30).

___20110802_1206461462

Видение пророка Иезекииля

И далее прослеживается ещё более принципиально новая ступень Откровения, т.к. пророк Иезекииль заявляет, что Бог больше не будет принимать в расчёт прошлое человека, неважно, какое это прошлое – праведное или неправедное. Только соответственно нынешнему поведению человека Бог будет воздавать ему: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18, 21-23).

Итак, мы видим, что для грешника открывается возможность покаяться, перестать грешить и таким образом спастись.

Вообще вся глава 18 пророка Иезекииля, отражающая период Вавилонского плена, передает важную мысль – иудейские пленники считают, что они наказаны за грехи своих отцов. Пророк же утверждает, что над ними не только не тяготеют грехи отцов, но они могут освободиться покаянием от бремени своего греховного прошлого. Иезекииль призывает всех к личному обращению (Иез. 18, 1-32). Это знаменует собою новую ступень в развитии нравственного учения Ветхого Завета.

В древних книгах человек обыкновенно рассматривается в совокупности с семьёй, племенем, нацией. Ной (Быт. 6, 18) спасается вместе со своей семьей, Авраам, призванный Богом (Быт. 12), уводит за собой в Ханаан весь род. Поэтому ответственность и воздаяние рассматривались как коллективные. Авраам (Быт. 18; 22-23) ходатайствует за Содом не только для того, чтобы праведные были пощажены, но и для того, чтобы в силу солидарности всего рода человеческого они избавили и злых от заслуженного наказания. Пророки же поставили во главу угла индивидуальное начало и этим дополнили древние принципы.

Уже во Второзаконии есть место, где указывается, что нельзя наказывать сыновей за отцов (Втор. 24, 16): «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».

Видение, бывшее пророку Иезекиилю (Иез. 8-10), убедило его в том, что мера наказания, предстоящая Иерусалиму, соответствует степени его теперешних грехов. Так пророк становится провозвестником личной ответственности.

Спасение человека или его гибель зависит не от его предков или близких, даже не от его собственного прошлого. Только сердечное расположение в настоящий момент имеет значение для Бога. Эти радикально индивидуалистические утверждения дополнятся принципом солидарности, выдвинутым пророком Исайей (Ис. 52, 13; 53, 12).

Это знаменитая четвертая песнь раба Яхве, в которой показано, что спасение будет делом одного лица, а не всего народа. Искупительная жертва Раба Господня (Мессии) принесёт великое благоденствие и новую жизнь всем уповающим на Бога и положит начало установлению Царства Божия. Здесь впервые возвещается о жертвенном страдании невинного праведника за чужие грехи.

Shagall-539x600

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

Суть новой ступени Откровения и в том, что страдание не обязательно есть принцип содеянного греха, оно не всегда является карой за вину. Страдать может и совсем невинный, и праведный. Бог может предопределить праведнику страдать ради Него, славы искупления чужих грехов, чтобы таким образом открыть путь спасения и для грешников. Почему Бог избирает именно такой путь и способ прославить Себя и проявить Своё милосердие? Это тайна Божия, скрытая от людей: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9).

Добровольное страдание, самоуничижение праведника, «чувство червя» – вот что объявляется первым признаком истинного благочестия.

Однако если возвратиться к рассмотрению принципа индивидуальной ответственности, то заметим, что этот принцип часто входит в противоречие с каждодневным опытом. Достаточно вспомнить пример Иова. Человек, проживший жизнь счастливо и благополучно, человек, который был уверен в том, что это благополучие есть награда от Бога за его непорочность и праведность, внезапно, без всякой вины, подвергается величайшим бедствиям. Он теряет всё, что имел: имущество, дорогих ему людей. Он страдает от страшных физических мучений, но еще более от душевной муки, ибо это не соотносится с его представлениями о милосердном и справедливом Боге.

Но собственные страдания Иова словно открыли ему глаза, он посмотрел вокруг себя и увидел, что весь мир полон злодеяний и людского горя. Отовсюду доносятся стоны угнетённых и невинно страдающих людей, зло господствует в мире. И тут происходит преображение Иова, страдания человечества заставляют его подняться над своим личным горем. И этот несчастный человек, прокажённый, сидящий в пепле и прахе у городских ворот, теперь ощущает себя как бы представителем всего страждущего человечества.

И постепенно в Иове зреет надежда, что Бог о нём всё-таки «вспомнит», вернёт ему Свою милость и хотя бы после смерти явится его искупителем: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…». (Иов. 19, 25-27).

Оклеветанный и осужденный своими друзьями, Иов ждёт Защитника, которым будет Сам Бог или Его посредник. Страдалец продолжает думать, что ему нет больше счастья и что смерть его близка; но Бог вступится за него после смерти.

И все же Иов надеется быть свидетелем отмщения всему злому на земле. Представив себе сначала ожидание в шеоле, пока пройдёт гнев Божий (Иов. 14, 10-14), Иов в порыве веры в Бога, который может вывести из шеола, уповает на временное возвращение к земной жизни, чтобы присутствовать при своём оправдании.

Этот взлёт Иова над безысходной ограниченностью человеческого существования – для удовлетворения своей жажды справедливости в безысходном положении – является как бы предвестием Откровения о воскрешении мёртвых. Стихи (Иов. 19, 25-27), если не по букве, то по духу отражают чаяние грядущего избавления и поэтому имеют прообразовательное мессианское значение.

Так Откровение Божие подготавливает новую ступень – идею «воскрешения мертвых» и воздаяния человеку за свои деяния, если не в жизни этой, то в жизни «будущего века». Так вызывается новое движение религиозной мысли, завершающееся в прозрении загробного воздаяния.

Особенно наглядно кристаллизуется эта ступень Откровения у пророка Даниила. Бедствия и грех прекратятся с пришествием царства святых, возглавляемого таинственным «Сыном Человеческим», и это царство не прекратится никогда (Дан. 7).

Бог установит его во время, которое Сам определил. Причём сокровенное домостроительство Божие касается не только еврейского народа, но и всех народов земли, и даже каждой отдельной личности. Исключительное значение имеет стих, в котором впервые ясно предрекается пробуждение мертвых к вечной жизни или к вечному поруганию: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление…» (Дан. 12, 2).

Rozhdestvo-Hristovo.-Fragment-ikonyi-2-Vizantiya.-Konstantinopol-XI-v..6_4-700x299

Рождество Христово. Фрагмент иконы, Константинополь; XI в.

Наконец, в Новозаветную эпоху надежда христианина основывается на вере во Христа Воскресшего и удовлетворяет как индивидуальному стремлению, так и закону солидарности в грехе и искуплении человечества, созданного и спасённого Богом. Это учение главным образом разработано в посланиях святого апостола Павла.