В конце XIX века интернациональная артель, состоящая из греческих, итальянских и русских мастеров, создала уникальные мозаичные иконостасы в храме Христа Спасителя в Москве и в храме Всех святых в Таганроге. Ныне в таганрогском храме иконостас восстанавливает местный художник Владимир Вельтман.

Депальдо, царица, Алфераки…

Первое воскресенье после Троицы (в этом году – 14 июня) – День всех святых. Это – престольный праздник Всехсвятской церкви, что на Старом кладбище. Там побывал корреспондент газеты «Таганрогская правда», где по благословению настоятеля храма протоиерея Игоря Ковалева его встречал художник Владимир Вельтман, ставший для этого храма художником-реставратором, а для гостя-журналиста — экскурсоводом и лектором.

ВВ в храмовой мастерской

Строительство Всехсвятской церкви на Старом кладбище Таганрога началось 210 лет назад, в 1810 году. А в 1812-м началась Отечественная война, после которой русская армия освобождала от Наполеона всю Европу, за что русский царь, Александр I, был назван европейцами Благословенным. Лишь в 1824-м строительство было завершено, храм был освящен и стал действовать в качестве приписного к Таганрогскому Успенскому собору. Первым старостой церкви еще в период строительных работ стал купец Герасим Фёдорович Депальдо, который пожертвовал на окончание строительства кладбищенского храма 10000 рублей (тогда это было целое состояние).

В 1825-м император Александр Первый в Таганроге окончил свой земной путь. Его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, в 1826 году пожертвовала тысячу рублей на расширение церкви Всех святых, после чего отправилась из Таганрога в столицу, но по дороге скончалась.

В 1837 году церковь была перестроена. В 1860-е храм был еще раз расширен, была возведена и колокольня. Главным жертвователем стал Илья Дмитриевич Алфераки.

Мозаика, связавшая Москву и Таганрог

В последней четверти XIX века был установлен новый оригинальный иконостас, весь мозаичный, целиком состоящий из разноцветного стекла, фарфора и эмали, за исключением только золоченых царских врат и боковых дверей. Своей оригинальностью он стал значительно отличаться от иконостасов других церквей не только Таганрога, но и всей России. Впрочем, подобный иконостас был в московском храме Христа Спасителя, точнее – в нижнем храме этого собора.

Решение о строительстве в сожженной и разрушенной на тот момент Москве крупнейшего в России собора, увековечивающего победу русских над Наполеоном, Александр Первый принял еще в декабре 1812 года, как только от захватчиков была освобождена территория России. Однако строительство этого храма началось только в 1839-м, продолжалось почти 44 года; собор был освящен в 1883-м. В нижнем храме собора был выполнен мозаичный иконостас, над которым трудилась артель, состоящая из греческих, итальянских и русских мастеров. Материалы для него доставлялись также не только из России (с Урала – полудрагоценные камни), но также из Италии и Греции, с Афона. Основным из материалов была смальта – цветное, непрозрачное («глушеное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов различных металлов, придающих смальте разные цвета. Смальта уникальна тем, что при достаточном свете светится, меняя цвета в зависимости от интенсивности освещения.

Эта же артель подобный иконостас, хотя и значительно меньших размеров, создала во Всехсвятском храме Таганрога: документальные подтверждения этого Владимир Вельтман смог найти в архивах.

Наши разрушения – не до основания

В 1931 году московский храм Христа Спасителя был взорван. У таганрогского Всехсвятского храма оказалась более счастливая судьба. В конце 1920-х годов эта церковь, из которой до этого были реквизированы все материальные ценности, была закрыта. Открыли её немецкие оккупационные власти: Гитлер пытался заигрывать с Русской Православной Церковью, хотя и безуспешно. После освобождения Таганрога храм оставался открытым и действующим – не только при Сталине, но и во все последующие годы, даже при Хрущёве.

ВВ демонстрирует ход реставрационных работ

— Мозаика здесь – непростая, с разными материалами. Наряду с литьевым стеклом, то есть смальтой, здесь использовалось и тонированное стекло – молочное и кофейное, — объясняет Владимир Вельтман. — Применялись и пескоструйные стекла, покрытые изнутри эмалью, то есть пластинки полудрагоценных камней, на которые нанесен слой стекла. Использовались и зеркала, тонированные сусальным золотом. Деревянная плоскость изначального иконостаса на небольших участках покрывалась левкасом – особым грунтом, специальным составом: яйцо замешивалось на гипсе. И до высыхания левкаса на этом участке на него по подготовленным заранее чертежам наносилась мозаика. Природный казеин, содержащийся в яйце, засохнув, намертво держит стекло. Прошло 125 лет, а значительная часть мозаики сохранилась. При естественной усадке, при всех бомбежках, сотрясениях, звуковых канонадах, которые были во время войны. К чему привели содрогания? – Отпадали целые нижние блоки мозаики, боковые притворы. Отпадали отдельные элементы мозаики – по одному и целыми участками, особенно – на колоннах и на других сложных поверхностях. В прошлом году настоятель храма, отец Игорь, укрепил фундамент — покрыл территорию вокруг всего храма новым качественным асфальтом. Недопущение попадания атмосферной влаги под фундамент предупреждает возможные новые разрушения.

Все – в «шоколаде»…

Владимир Вельтман восстанавливает иконостас постепенно. Реставрационные работы ведет с 2016 года.

— Начинал с чего? – вспоминает он. – Механическими способами — бормашинами, дрелями, химическими средствами вычищал всю грязь, наслоения копоти. Раньше все это втиралось тряпками при уборках. Зеркальные окантовки вокруг икон полностью обновил: прежние восстановлению не подлежали. Вычищал гнезда выпавших камешков. После расчистки общей плоскости центрального иконостаса проводил консервацию – укрепление всего того, что сыпется: ради всего этого устанавливались леса. Применял алебастр, клей, современные технологии; то, что возможно, приклеивал тут же. Все, что покрашено шоколадным цветом, чтоб не бросалось в глаза, — то, что я укрепил. Там, где выбоины были слишком глубокие, — добавлял объем, то есть наращивал на арматуру. Чтобы потом ровную поверхность выкрашивать в белый цвет и на неё клеить стекла. Смысл прозрачных стекол в чем – белый левкас дает свечение.

ВВ ход реставрационных работ

Часть отпавших элементов мозаики сохранили здесь же: в подвале храма Владимир Викторович обнаружил два ящика с ними. Другая часть заменяется новыми, произведенными в Брянске. Нижние, полностью утраченные, блоки иконостаса, мастер заменяет новоделом:

— Применяю тонкостенный мрамор. Мрамор привозят с Урала, из Челябинского карьера. Использую современные технологии: на прозрачный водостойкий эластичный клей «Кристалл-96» ставлю каждый камешек по отдельности. Низ таким образом воссоздал. Частично отреставрировал колонны.

Что интересно, наряду с Владимиром Вельтманом над украшением Всехсвятского храма трудится сразу несколько Николаев. Николай Ливада еще в советские времена создал три крупных росписи-фрески на внутренних стенах. Пономарь храма Николай Цапин, Николай Донцов и Николай Копцов помогают непосредственно Владимиру Вельтману в трудоемких операциях: пластину даже тонкого мрамора самому поднять и приклеить – не с руки. Но есть здесь мастера и с другими именами. В последние годы храмовую иконопись реставрирует художник Игорь Брюхов. Деревянное распятие – работа таганрогского скульптора Виктора Соснякова.

Настоятель отвел художнику-реставратору Владимиру Вельтману в храме маленькое подсобное помещение – под мастерскую. Там у мастера – токарный станок, на котором он обтачивает элементы мозаики, доводя их до нужных размеров. Там же у Владимира Викторовича во множестве ящичков хранится великая россыпь стеклышек и камешков, которые по той или иной причине для работы не подошли. Так, например, еще в советские времена Таганрогский металлургический завод, производивший хрусталь, пытался помочь Всехсвятскому храму материалами; частично металлургам это удалось, но некоторые оттенки воспроизвести – увы – не получилось.

горнее место

На сегодня иконостас в значительной степени восстановлен, однако многих отдельных элементов и целых участков мозаики не хватает. Еще проблематичнее горнее место в алтаре с иконами Спасителя с предстоящими. Чего там только ни обнаружилось при реставрации: фурнитура, нарезанная из разноцветных пластмассовых футляров для очков, разрезанные пополам вдоль пластмассовые трубочки, белая и желтая фольга от оберток шоколадных конфет и шоколадок, бисер, пластилин, оконная краска…

Владимир Вельтман трудится и над боковыми храмовыми иконами, которые также украшены мозаикой, весьма поврежденной.

Первая ударная пятилетка – позади…

Протоиерей Игорь Ковалев настоятелем этого храма был назначен в 2015 году. Минувшие годы, вопреки неблагоприятным экономическим факторам, стали периодом возрождения Всехсвятской церкви. Впрочем, сам батюшка скромно полагает, что это – не его заслуга:

— Наш владыка, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, когда приехал в наш храм на престольный праздник в 2015-м, благословил нас на реставрационные работы. По его благословению с Божьей помощью что-то удается сделать, — говорит священник. — Бог посылает Свою помощь через разных людей. Среди них – и староста нашего храма Александр Лаврищев, и наш депутат и прихожанка нашего храма Елена Сирота. Андрей Панков: мы с ним дружим еще с Красного Десанта, где я служил до этого; это благодаря ему мы заасфальтировали и прихрамовую территорию, и дорожку между храмом и часовней святого праведного Павла Таганрогского. Помогает и «Топлинг», Юрий Сыроватский. На кладбище огромную работу проводит «Лемакс». Очень многие чем-нибудь помогают.

Всехсвятский храм общий вид_2

Как нам рассказал отец Игорь, Владимир Вельтман составил подробный каталог недостающих элементов мозаики. Их оказалось в общей сложности 18 тысяч единиц. В Москве за их изготовление запросили 8 млн. руб. Соседи-ростовчане тот же труд оценили вдвое ниже. В результате за работу взялись мастера из Брянска, скромно согласившиеся на 2,7 миллиона рублей. Правда, заплатить им пока удалось менее половины оговоренной суммы…

За четыре года сделано очень многое. По мере поступления пожертвований реставрационные работы в храме продолжаются. Будем надеяться, в 2024 году таганрогская Всехсвятская церковь свое 200-летие встретит уже во всей красе.

Антон Сахновский

Антон Сахновский

Фото автора.

На фото:

— Владимир Вельтман демонстрирует ход реставрационных работ;

— горнее место;

— Всехсвятский храм: общий вид.