С Рождества Пресвятой Богородицы начинается не только история спасения рода человеческого от греха и смерти: это – первый особо отмечаемый праздник церковного года. А, к слову, праздник Успения Пресвятой Богородицы – последний в церковном году. Кем для нас является Божья Матерь? – Об этом нам напоминает клирик таганрогского Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.

— Отец Георгий! Евангелия представляют нам Божью Матерь в странном свете: то Она упрекает Сына за Его пребывание в храме; то мешает Его проповеди; то требует от Него вина для и без того уже выпивших людей. Как понимать все это?

— На самом деле сведений о Богородице в Евангелии не очень много. Евангелие – это все-таки книга о Христе, о Его спасительном подвиге. Рассказы о рождении и детстве Христа из Евангелия от Луки фактически записаны со слов Богородицы. Свидетельством этого являются неоднократные ремарки в тексте Евангелия: «Она слагала слова сии в сердце Своем».

Мы должны понимать, что Она не обладала всеведением и не все действия Сына были для Нее сразу понятны. Если внимательно читать Евангелие, то мы увидим какое огромное значение придает оно этой Женщине. Слова Богородицы «Величит душа Моя Господа», которые поются за богослужением, пророчествуют о том, что все христиане будут Ее прославлять и называть блаженной.

На браке в Кане Галилейской Она проявляет не только свою материнскую власть, но и духовную: призывает Сына сотворить первое чудо и превратить воду в вино. Несмотря на то, что Христос говорит: «Еще не пришло Мое время,» — она говорит слугам: «Что Он скажет вам, — делайте!» и происходит чудо.

Все остальные чудеса, совершаемые Спасителем, являют Его мессианское достоинство и возвещают приход Царства Божия в Его лице. А чудо, о котором просила Богородица на браке в Кане – особое. Это – чудо, которое свидетельствует, что Богородица заботится о земном человеческом счастье. В этом смысле это чудо говорит о том, что христианство – это религия радости и счастья.

— Чему же Богородица учит Своих современников и всех нас, христиан?

— Богородица являет нам пример смирения. Она мало говорит. Она просто делает – присутствует рядом со своим Сыном во все важные моменты.

— Мариам, как никакая другая женщина, наравне с пророками почитаема и мусульманами. Но они, как и протестанты, считают, что ставить Ее выше ангелов, наравне с Богом, — кощунство. В чем их ошибка?

— Ислам – религия закона и подчинения Богу. В исламе от человека требуется разумная праведность, проще говоря – выполнение определенных правил. В христианстве же цель человека – святость, обожение – соединение с Богом. Поэтому прославляя святых и Богородицу мы прославляем Самого Бога.

Протестанты это ощущение утратили; для них Церковь – это просто земной институт; в этом смысле протестантизм похож на ислам. Протестанты не почитают ни Богородицу, ни святых. Церковь у них – духовно слепая и глухая. Мы же, православные, понимаем, что святые – не мертвые, они молятся за нас так же, как и при земной своей жизни, даже лучше, потому что они соединились с Богом.

— Некоторых православных людей смущает обилие образов Пресвятой Богородицы. Сколько же всего этих образов? И почему их так много – больше, чем изображений Самого Христа?

— Их очень много – сотни. У Бориса Гребенщикова есть сайт, на котором он собирает различные иконы Богородицы. Есть местночтимые образы; есть утраченные.

Был утрачен и образ Аксайской иконы Божьей Матери. Сейчас он восстановлен. Это – заслуга нашего благочинного протоиерея Алексея Лысикова и возглавляемой им епархиальной комиссии по канонизации святых. Хотя образов Христа все-таки больше: есть разные Господские праздники, есть разные иконографии каждого праздника. Но образов Богородицы тоже очень много. И это понятно: если мы соединяемся со Христом в причастии, становимся едиными с Ним, — Бог становится нам Отцом, а Дева Мария становится для нас Матерью. А Материнская любовь – она разная. И по-разному проявляется. Поскольку люди переживают встречи с Божьей Матерью, рождаются новые иконографические образы. Каждый новый образ Богородицы – это новый образ встречи, общения с Ней человека.

— Поэтому у африканцев на иконах Богородица – чернокожая?

— Конечно. Когда люди создают Её святые изображения, — они придают Ей свои родные черты, свое видение красоты. У африканцев Она становится чернокожей, американские индейцы изображают Ее с монголоидными чертами лица, а в Северной Европе — Она белокурая и светлокожая.

— «Вторая Ева». Почему так называют Матерь Божью?

— Потому что Христос рождает новое человечество — Своим искупительным подвигом, Своей жертвой крестной и Своим причастием. Поэтому мы говорим, что Христос – «Новый Адам».

Адам произвел человечество при помощи Евы – образом плотского рождения. А Новый Адам произвел новое человечество при помощи Богородицы. Она нужна была, чтоб Он пришел на землю: чудесным образом произошло зачатие без участия мужчины – схождением Святого Духа. Таким образом, появился Новый Человек без первородного греха. И Христос нам предлагает к этому новому человечеству в лице Самого Себя присоединиться. Через таинства – крещение, миропомазание, причастие, – мы соединяемся с Ним и становимся новым человечеством. В этом смысле Христос – Новый Адам, который всех нас рождает уже «не от плоти, не от похоти мужской», а от Духа Святого. И подобно Еве — матери ветхого человечества, Матерью нового человечества является Дева Мария.

foto1_kto_izobrazhen_na_ikone_rozhdestva_bogorodicy

— К остальным святым христиане обращаются в своих молитвах с просьбой: «Молите Бога о нас!» А Святую Деву Марию просят: «Пресвятая Богородица! Спаси нас!» Так что же – получается, Христос – не единственный наш Спаситель?

— Часто Богородицу мы просим о молитвенном предстательстве перед Богом как святую, но просим и о спасении, потому что именно от согласия Девы Марии в момент Благовещения зависело наше спасение. Этим согласием она навлекала на себя подозрения в супружеской измене, ее могли по закону забить камнями, подвергнуть мучительной смерти.

Её роль в нашем спасении столь велика, что мы благодарим Её за то действие, которое Она совершила для нашего спасения. И продолжает совершать, потому что обрела особую благодать у Бога, и ходатайствует за нас. В православии спасение понимается как синергия — совместное действие божественной благодати и человеческой воли. Бог всегда действует первым, посылая Святого Духа, но и воля человека должна ответить на божественный призыв, как и произошло в момент Благовещения.

— То есть, когда мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» — мы возвращаемся в Благовещение – в тот момент, когда пред Ней предстает Архангел Гавриил и спрашивает Её согласия на чудесное зачатие?

— Конечно! Мы делаем этот момент актуальным для нас.

— В этом свете следующий вопрос, пожалуй, окажется неудачным. Как же мы можем и должны Её ублажать?

— Для святых, живущих в Царстве Небесном, главная радость – когда человек тоже становится сожителем Царства Небесного. Лучшее ублажение – когда у нас происходят обращение, покаяние, когда в нас входит Спасение. Никакого другого ублажения ни Пресвятой Богородице, ни святым, ни Богу не нужно. Они радуются, когда кто-то спасается, и скорбят, когда грешник погибает.

— Отец Георгий! Вы в своих проповедях призываете нас, христиан к тому, чтобы Пресвятая Богородица была для нас примером. Однако в Ней в течение 9-и месяцев пребывал Сам Господь Бог. Но мы-то не можем удостоиться этого?

— Почему же не можем? Мы тоже можем. Потому что мы постоянно соединяемся с Богом через причастие. Бог в Ней пребывал, и в нас пребывает.

Антон Сахновский

беседовал Антон Сахновский