В театре Таганрога теперь есть очень женский спектакль по очень женской пьесе Антона Чехова «Три сестры». О женщинах, проще говоря. Если обратить внимание на зрителей этого спектакля, то большинство из них, конечно, женщины.

Женщины, возле которых мир мужчин строится или разрушается. На протяжении спектакля из разных мужских уст несколько раз звучат эти ключевые слова: «чаю хочется». Но они не находят отклика в женских сердцах. Все они заняты бытовыми делами, обыденными проблемами — им не до любви.

В целом, все герои рассуждают и философствуют, но не строят диалогов. Это удивительная режиссёрская находка — показать, какие огромные баррикады между всеми людьми образовались, из-за которых они не слышат друг друга совсем. Никому нет дела до первопричины поступков, до внутренней человеческих боли и страхов.

Мир фактов, рубящих с плеча: странный выбор жены братом и разочарование в семейной жизни, Вершинин со своей странной больной женой и дочерьми, изматывающая работа, борьба за право хозяйки дома и за сам дом, азартная зависимость, пожар, неспасённый врачом пациент и так далее. Все герои только разочаровываются и теряют связь с мечтами, а значит, с собой. Все они забывают о самом важном и разрушаются в своём забвении.

Вместе с чаем хочется тепла, которого нет в этих женщинах, которые только грезят о возможном счастье, но несчастливы в настоящем моменте. А счастье, как обычно «буквально под носом» ускользает от них. В большей части из-за несостоятельности мужчин — это очень важный лейтмотив русской литературы XIX века. Мужчина, который не способен сделать счастливой умную и красивую женщину из-за потерянности, нерешительности и неустойчивости.

Мечтающий о научной деятельности, но прозябающий на провинциальной госслужбе, брат Андрей в исполнении Виктора Журавлёва (единственный мужчина в семье, на минуту) — несчастливый человек, не способен сделать счастливой свою супругу Наташу (Ирина Володина), воздушную музу в розовом, явно полюбившую человека, который играет на скрипке в свободное время и строит большие планы. Героиня на глазах стареет душой, черствеет сердцем, вместе с его мечтами в ней умирает всё самое лучшее человеческое, и она превращается в «чешуйчатое существо».

«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает» — все женщины, собравшиеся в этом доме, мечутся между рациональностью и «шепотом сердца». К слову говоря, пьесу Чехов пишет о переломном времени для всех людей, стык двух веков, когда новое время диктует другие правила. К тому же, оставшиеся без кормильца, они вынуждены сами работать целыми днями, мучаясь головными болями, усталостью и «голодом до поэзии жизни».

Эти женщины воспитаны на устаревших понятиях, где женский образ — это больше для любви и вдохновения, чем для финансовой стабильности. Недаром мечется младшая сестра Ирина (Ольга Абалмасова) между двумя огнями. Между трезвой возможностью уехать в Москву с Бароном (Роман Пылаев), собирающимся в отставку, чтобы настоящим трудом зарабатывать и стать частью нового мира, где трудящийся человек — это его основа, и поэтичным Солёным в исполнении Максима Ушмаева, застрявшим в Лермонтовском времени, живущим по понятиям роковых дуэлей и мятежных страстей. В спектакле есть очень трогательный, интимный момент, когда герой признаётся в любви Ирине, тем самым превращая на минуты тлеющий огонь молодого сердца в настоящий пожар, где даже в позе актрисы есть примечательный противоречивый момент — руки откинуты назад, как будто удерживают за стол магнетическое притяжение к этому человеку.

Да и все остальные героини на протяжении спектакля пытаются сдерживать себя, стараются загнать себя в рамки морального приличия, ради стабильности, ради человеческого удобства. Сложно не заметить, как тяготеют друг к другу старшая сестра Ольга (Наталья Лопатина) и муж ее сестры Марии Кулыгин (Александр Воскресенский): «если бы не Маша, я женился на тебе». Их характерная схожесть очевидна — стальные стержни, трудоголики, желающие общественного признания. Люди, которые постоянно упорядочивают хаос и строят фундамент.

Но Мария у Златы Лазовской получается самой живой, искренней, не боящейся эмоционального самовыражения (она плачет, когда ей грустно, злится и сердится, когда негодует, остаётся, когда интересен разговор и уходит, когда теряет желание общаться). Она единственная, пожалуй, из сестёр смогла приблизиться на «кончике ножа» к своему счастью, преступив через черту норм и осуждений, будучи сама замужней, смело и непоколебимо преступив через себя, сквозь время. Есть что-то провокационное, новый взгляд на выбор по зову сердца: ее божественное духовное родство с женатым человеком Вершининым (Артем Лопатин), с которым они тоже опять же очень похожи — «разговаривают на одном языке», Дон Кихоты, топливо всех времён, верующие искренне в светлое будущее и жизнь без страданий. Она принимает его таким, какой он есть, с его дочерьми и женой, с его настоящей отдельной жизнью.

Но все скрытое становится очевидным для зрителя в любопытном великолепном танце, где кружатся в любовном едином порыве три пары. Режиссер только деликатно намекает, даёт зрителю право решить, насколько далеко заходят эти неожиданные чувства, эти внезапные непредсказуемые чувственные порывы, и куда они ведут, и в этом ли есть человеческое счастье.

Ольга ГОЛОВКОВА.

Фотографии предоставлены театром.

Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова спектакль «Три сестры» (режиссер-постановщик – Татьяна Воронина) представит на своей сцене в 163-ю годовщину со дня рождения Антона Павловича Чехова, 29 января, в 17-00.