Приближается годовщина — 140 лет со дня блаженной кончины праведного Павла Таганрогского. Мы решили побеседовать с православным писателем, исследователем в области патристики и истории церкви Артёмом Перликом на тему наследия святого старца.

 

— Праведный Павел брался за любую физически тяжёлую работу, не гнушался труда простого портового грузчика и прославился многими добрыми делами. То, чему учил наш батюшка Павел пересекается с темами, которые вы поднимаете в своих книгах.

 Старец Павел Таганрогский завещал «возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами». В своей жизни каждый человек совершает добрые дела. Важным свойством человеческой души является способность сопереживать и делиться радостью с другим. Но у большинства из нас это происходит от случая к случаю. Я думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что мы все часто ленимся и не стремимся всеми силами изменять себя. Совершив хороший поступок, мы окружаем себя привычной суетой и праздностью. Так как же быть? Может, стараться както планировать? В своих книгах вы писали о малых добрых делах, которые человек может совершать каждый день. Артём Александрович, действительно ли через банальные «уступить бабушке место в транспорте» можно очиститься от мирской суеты?

 

—  Мне кажется, что это вещь известная каждому, или почти каждому человеку, –  всякий раз, когда мы делаем кому-то что-то хорошее, нам на сердце становится светло. Этот свет сердца –  явление не случайное. Он есть знак того –  что мы прикоснулись к Богу.

Что же касается нашего пути очищения –  то это что-то совершаемое и длительное время и сразу. Ведь Господь откликается мгновенно, хотя нам и предстоит потом ещё работа над собой.

Вспоминаю, как однажды я читал свои стихи знакомым студентам, и они сказали мне: «В жизни сердце покрывается дубовой корой, и так человек защищается от неприятностей, но оказывается в это время глухим и ко всему высокому. А ваши стихи разбивают эту кору и дают прикоснуться к Высочайшему».

Всё совершается как в притче о блудном сыне. Блудный сын должен был работать над собой и после возвращения в дом отца. Но отец принял и мгновенно, и сам выбежал к нему навстречу. Таков наш Бог: Он приходит в нашу жизнь всякой красотой и добротой, –  уступим ли мы месту в автобусе или услышим великий стих великого поэта –  Бог приходит всецело и сразу. Просто потому, что Он любит нас…

 портрет-старца

 Продолжаем тему добрых делвы в своей книге «Ты нужен мне» писали, что люди часто не верят, что могут сделать добро. Мне кажется, что мы не просто не верим, мы даже отвыкли думать о чёмто хорошем и с большей охотой ругаем всё вокруг. Старец Павел не любил, когда к нему приходили верующие с жалобой на других людей. Он часто обличал их в тех же грехах, которые так раздражали их в окружающих.

 

Это ведь актуально и сегодня. Приведу пример из жизни, которому стал лично свидетелем. Две женщинысоседки стоят на лестничной площадке и жалуются друг другу на тяжёлую жизнь, в том числе на гололёд во дворе. Ругают погоду, правительство, управляющую компанию, дворника, который запил и не выходит убирать. Тем временем другая гораздо более пожилая соседка молча взяла пачку соли и стала посыпать дорожку перед домом. Её пример меня устыдил и вдохновил, сходив в магазин напротив, я приобрёл ещё пару пачек соли, взял песка из мешка, оставшегося после ремонта и вместе мы буквально за несколько минут решили проблему. Ко всему прочему у нас поднялось настроение от того, что мы сделали доброе дело. И после у меня возник вопрос, зачем люди выливают друг на друга негатив, жалуются на жизнь, когда это же самое время можно было потратить на доброе дело? Почему люди не верят, что могут чтото изменить к лучшему? Что нужно сделать с человеком, чтобы он просто поверил и начал действовать?

 

  То, что вы спросили является задачей даже для Бога. Он использует для её решения все годы человеческой жизни и множество средств. Одно из них –  дать нам прикоснуться к настоящему и высокому, чтобы мы его захотели.

Так, меня в свое время вдохновил заниматься с детьми аутистами фильм-шедевр «Человек дождя».

Поэтому, в том, в чём мы уже сами стали настоящими, мы даём и другим возможность прикоснуться к настоящему и высокому.

 

Когда Павлу Стожкову было 25 лет, он получил большое наследство, в том числе ему полагалось владеть множеством крепостных крестьян. Это огромное искушение для молодого человека. И тем ни менее, первое, что он сделал, когда получил власть распоряжаться отцовским наследствомдаровал свободу всем своим крестьянам, всё имущество продал, а вырученные деньги раздал нуждающимся. По современным меркам Павел Павлович был весьма прогрессивных взглядов. Не одобрял угнетение человека человекомкрепостное право, много путешествовал, совершал множество добрых дел. Он мог бы завещать нам делать добрые дела и трудиться, но старец Павел говорит о необходимости молитвы. По моим личным наблюдениям многим не религиозным молодым людям, которые с большой симпатией относятся к понастоящему яркой личности святого батюшки Павла, совершенно не понятно, зачем совершать молитву, ходить в храм. Добрые поступки и труд в светском общественном сознании являются безусловными добродетелями, тогда как молитву пытаются представить неким необязательным анахронизмом. Как объяснить молодёжи доступным языком важность наставлений «стремиться к чистоте душимолитвами«? Может, у вас есть опыт подобных бесед?

image

 Такие вещи не объясняются, они постигаются учениками сами собой, через причастие их учителя настоящести.

Однажды китайский мудрец Конфуций заметил, что не хочет больше говорить. А когда ученики спросили, чему же им тогда учиться, ответил, что небо всегда молчаливо, но смена времён года всё равно идёт своим чередом.

А когда Варсонофия Великого некий ученик попросил о подробном правиле, святой отказал и заметил, что хотел бы видеть ученика не под законом но под благодатью. А это возможно не тогда, когда мы получаем инструкцию, но когда мы вслушиваемся в звучание Духа Святого, которое замечаем в великих людях.

Когда мы общаемся со старцами, тем же Павлом Таганрогским, или современными нам Дионисием Коломбокасом, Никоном Лазару, Эмилианом Вафидимсом, Паисием Афонским, Ефремом Аризонским –  у нас не возникает сомнений в том, что Бог есть и что молиться Ему нужно.

В начале 2000-х группа русских священников посетила одного известного греческого старца.  Священники спросили его: «как работать с молодежью?». На это старец ответил: «нужно сначала самим стать настоящими…»

Для чего нужна поэзия, мы понимаем, когда читаем Уитмена и Шекспира. Точно также, для чего нужны молитва, литургия и красота жизни и сердца, мы понимаем –  когда встречаем человека Духа!

 image (1)

И всётаки добрых дел даже с молитвою мало. Хочется вспомнить притчу из жизнеописания старца Павла. Один из его самых внешне прилежных почитателей был поражён тщеславием. Старец очень любил своего Микиту. Както позвал он его к себе, чтобы дать гостинцев . Ученик принес совершенно новый целый мешок, но Павел Павлович усомнился, что тот выдержит вес гостинцев. Все присутствующие были удивлены, специально осматривали мешок, искали в нём прорехи, но ничего не нашли. Но когда его наполнили просфорами, мудрый старец попросил легонько потрусить его. К всеобщему удивлению мешок порвался, и всё содержимое высыпалось. А Павел Павлович сказал: «Бачьоце твои дела

 

И действительно, часто в жизни возникает ощущение, что наполняешь свою жизнь чемто ценным, но потом возникают какието трудности, и ты видишь, что дела твои не так хороши.

Как нам не быть «мешками с прорехами» и удерживать в себе то ценное, что составляет основу жизни христианина?

 

 Когда-то такой же вопрос задал один преподаватель оптинским старцам. Те ответили: «имеете ввиду пользу слушателей ваших лекций и ваших трудов, и Бог покроет вас от всего плохого».

 

 

Калики перехожие Автор Прянишников И. М. 1870 год. Третьяковская галерея

Картина «Калики перехожие»
Автор Прянишников И. М. 1870 год. Третьяковская галерея

Жизнь Павла Стожкова после того, как он оставил отчий дом стала жизнью странника. В старину таких называли «перехожим человеком«. Можно предположить, что жизнь Павла была полна удивительных приключений, о которых он просто не посчитал нужным рассказать. И, хотя о его юных годах сохранилось мало воспоминаний, известно, что он в своих странствиях посетил Соловецкий монастырь свв. Зосимы и Савватия, был и у преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца, заходил на поклонение к праведному Артемию Веркольскому и другим святым угодникам Северной страны. Также он посещал КиевоПечерсккую лавру, ходил и к Почаевской Божией Матери.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра

Даже одно перечисление этих великих православных святынь вызывает благоговение. Перед глазами встаёт огромное пространство, звон колоколов, рассказы мудрых людей, встречающихся в дороге. В своей книге «Северная традиция и христианство«, говоря о скандинавской культуре, вы писали о том, что вас очаровывает эпичность бытия. Мне видится, что эта эпичность присутствует в жизни Павла Павловича. Скажите, а обычный человек с графиком дом/работа может ощутить в своей жизни эту эпичность бытия? Как нужно выстраивать свою жизнь, чтобы ощутить причастность к чемуто великому?

 

 Чтобы быть настоящими, нужно не упускать шанс касаться в жизни всего, что от Духа: литургия, Евангелие, молитва, любовь,  деятельная доброта, красота природы и мировой культуры, классика, поэзия, музыка.

Я знаю одного человека, который, работая грузчиком в Израиле, по вечерам читает классическую поэзию, для того, чтобы не лишиться настоящести сердца.

 

Эпичность бытия –  это благородство жизни.   И когда оно есть, когда человек идёт по жизни, чтобы отдавать и дарить, тогда он тоже становится великим древним эльфийским королём,  способным и другим открывать о том,  что и они тоже родились, чтобы обрести королевское достоинство, которые мы находим в доброте и величии сердца!

Илья Пирогов

Беседовал Илья Пирогов

Артём Перлик

Артём Перлик