Ростовская область отмечает свое 85-летие. Ровесником этого административно-территориального образования является известный в нашем городе музыкант Анатолий Кузьмич Терещенко.

Он имеет самое непосредственное отношение еще к одному грядущему юбилею: 1 октября отечественная музыкальная общественность отметит 100-летие российского джаза. Напомним: джаз из Парижа в Москву привез Валентин Парнах, который родился и вырос в нашем городе.

В Таганроге родился и Анатолий Терещенко — 19 сентября 1937 года.

Дирижер Анатолий Терещенко

 

По главной улице с оркестром

Когда Толику было 4 года, — родной город заняли немцы. Но в его памяти сохранились не только мрачные впечатления, связанные с оккупацией:

— Мы жили на Чехова, 53 – между Украинским и Добролюбовским. Отец ушел на фронт, мы остались втроем: мама, мой старший брат и я, — вспоминает он, 80 лет спустя. — У нас на квартирах стояли немцы. И один из них, квартировавший по соседству, в нашем дворе, играл на кларнете. Я даже не знаю, как правильно звучало и писалось его имя. Мы его звали: Киргарт. Он хороший был. Никого у нас не обижал. К маме моей хорошо относился, называл её «Тётя Лиза». Он был музыкантом военного духового оркестра. Немцы по утрам колонной, в сопровождении духового оркестра, мимо нашего дома проходили маршем: шли к маяку. На месте нынешнего Петровского сквера тогда был пустырь, там они проводили учения. Я просил маму, чтоб она меня по утрам будила, но она не будила и за немецким строем ходить не разрешала. Но я все равно сам просыпался и убегал за оркестром. Не мог оторваться. Шел рядом с музыкантами до самого Некрасовского. А оттуда бежал домой.

Киргарт стал другом и благодетелем Толика, его кормильцем: сначала делился с русским ребёнком, словно с родным сынишкой, своим солдатским пайком. Потом и вовсе сходил с ним к полевой кухне, которая стояла на пересечении Украинского и Свердлова (Александровской), договорился с поварами. И после этого пятилетний Толик ежедневно самостоятельно отправлялся туда со своим котелком, брал себе обед; вернувшись домой, съедал его. Особенно запомнились гороховый и фасолевый супы – немцы, наверное, любят бобовые…

— В конце лета 1943-го наши обошли Таганрог, взяли его в котёл, было очень много пленных, — рассказывает Анатолий Кузьмич.

Однажды в строю пленных немцев, которых водили на разные работы, Толик узнал своего старшего друга. И к следующей встрече подготовился: попросил у мамы кусочек сухого хлеба. И когда снова увидел бредущим в строю ставшего родным немецкого солдата, — пристроился рядом, вложил сухарь в его ладошку. И на всю жизнь запомнил, как по лицу мужчины потекли слёзы. Своим детским умом он уже тогда понимал, что это – хорошие слёзы…

В 1959-м Киргарт с женой и двумя детьми приезжал из Германии в Москву по туристической путевке. На два дня оставил семью и всю тургруппу, приехал в Таганрог, пришел на Чехова, 53. Но Толика не застал: тот в это время служил в армии.

— Когда Киргарт уезжал, — чуть не плакал: мама мне рассказывала…

А в 2001-м в Таганрог приезжала зарубежная делегация: сразу два города Германии были представлены своими артистами, мэрами и чиновниками. И оба мэра, услышав таганрожца Терещенко и его саксофон, пригласили нашего земляка на работу по контрактам. Он, правда, ни одно из этих приглашений не принял.

 

Под сенью Ильича

Но вернемся в детство Толи.

В школу он пошел через год после освобождения Таганрога, в 1944-м. В 10-ю. Правда, его первый класс находился не в том прекрасном здании, которое школа занимает ныне, а в каком-то одноэтажном доме.

Еще запомнились бессонные ночи, проведенные в очереди за хлебом…

В 1951-м году, будучи уже подростком, Анатолий проходил по улице Свердлова (Александровской) мимо городского Дома пионеров. И услышал звуки духового оркестра. И не смог пройти мимо. Музыкантов долго искать не пришлось: детский духовой оркестр играл прямо в вестибюле. Сверкали медью трубы, сияли счастливые лица мальчишек. Толик сказал дирижёру, что он тоже хочет играть. Дирижёр ему ответил, что инструментов пока больше нет; предложил прийти попозже. Парнишка поспешил на выход — чтоб его слёз никто не увидел. Но Фёдор Васильевич Бегунов уже всё понял, вернул Анатолия, достал футляр, а из него извлёк и собрал новый инструмент. Это был кларнет. Фёдор Васильевич объяснил новому ученику, как держать инструмент, как играть на нём. И паренёк тут же извлёк первый в своей жизни музыкальный звук: это была нота соль. Так Анатолий Терещенко стал кларнетистом.

Начало начал.1951 год. Анатолий третий справа.

В том же году он по совету Фёдора Васильевича поступил в музыкальную школу № 1 им. П. И. Чайковского, где его педагогом стал Николай Пантелеевич Сурков; играл в детском симфоническом оркестре, руководителем и дирижёром которого был директор школы Павел Александрович Носков.

— А однажды, было это в 1953-м, Николай Пантелеевич говорит мне: «Толик! Ты едешь на областное радио!» — вспоминает он сегодня. – Играл без репетиции, сразу – в прямом эфире; очень волновался. Мама в это время собрала весь двор, открыла окно, включила радио: «Толик играет на кларнете!» Играл я «Жаворонка» Глинки. Мне за выступление дали сборник нот. И бюст Ленина. Когда я его привёз домой, — мама плакала. Она его потом каждый год, перед Пасхой, красила белой краской. Через десять лет ничего не было видно: все черты лица закрасились…

Кларнетист Анатолий Терещенко

 

Сбежал со свадьбы, бросил институт…

6 ноября 1957-го Анатолий Терещенко был в числе тех, кто открывал ДК им. Димитрова (нынешний СКЦ «Приморский»): играл на кларнете в составе эстрадного оркестра авиазавода, руководителем и дирижёром которого был его учитель Николай Пантелеевич Сурков. К тому времени Анатолий с успехом окончил первую музыкальную школу, 10 классов 10-й школы и металлургический техникум.

А через неделю после открытия ДК его призвали в армию. На проводы заработал… в цирке. Заранее уволился с авиазавода, где работал по полученной в техникуме специальности. И устроился в шапито, который раскинул свой шатер на Октябрьской площади, внутри кольца, по которому разворачивался трамвай: именно там тогда была конечная. На проводах некоторые всплакнули. А он уходил окрылённый, и не зря: его ждали Военно-воздушные силы, военный духовой оркестр в городе Нежин Черниговской области, победа в смотре-конкурсе духовых оркестров Киевского военного округа, благодарность командующего КВО, поощрительный отпуск и многое другое…

— Прослужил 3 года на Украине, — итожит он. — Прекрасные там люди. Нас любили, как родных. Угощали клубникой, фруктами, огурчиками – своими знаменитыми, нежинскими. А какой певучий народ, какой музыкальный украинский язык…

Когда демобилизовался и вернулся домой, — плакали и мама, и невеста.

7 ноября 1960-го была комсомольская свадьба. И в тот же вечер – концерт Большого студенческого эстрадного оркестра ТРТИ под руководством Николая Суркова. Анатолий Терещенко играл в этом оркестре, ещё когда учился в металлургическом техникуме. Теперь он, студент-первокурсник ФАВТ, солировал. Обычно по традиции на свадьбе пропадает невеста. А тут сбежал жених. Невеста не плакала: её жених предупредил. Непредупреждённые гости были в шоке. Зато сколько радости было у всего оркестра во главе с его руководителем, когда на сцену влетел Анатолий. Концерт прошёл блестяще.

Анатолий Терещенко и руководимый им оркестр «Радуга». Конец 1960-х

С 1961-го у Анатолия одновременно с учёбой в ТРТИ была ещё и работа – в эстрадном концертно-танцевальном оркестре парка имени Горького. Летом оркестр допоздна играл на танцплощадке в парке. Осенью и зимой и вовсе ездил по сёлам, выступая там в клубах. Совмещать с такой работой учёбу в институте становилось всё труднее. Но и бросать работу было нельзя: молодой муж стал молодым отцом, подрастала Маринка, нужно было оплачивать ещё и съёмную квартиру. И тогда Николай Пантелеевич Сурков дал ученику неожиданный совет – предложил бросить институт. И поступить в Таганрогское музыкальное училище, которое было открыто ещё в 1960-м:

— После института окажешься инженером – одним из многих, — предупредил он. — А если станешь музыкантом, — будешь один такой в городе.

Слова Суркова оказались пророческими.

 

Таганрогской музыкальной истории строки

В 1963-м Анатолий Терещенко был зачислен в музучилище по классу кларнета, сразу на второй курс; его педагогом и там остался Николай Пантелеевич. Весной 1964-го его пригласили на работу в авиационный техникум – руководителем эстрадного оркестра. Вскоре состоялся смотр-конкурс самодеятельности техникумов Таганрога.

— Члены жюри были в потрясении, — вспоминает Анатолий Кузьмич. – Открывается занавес, а на сцене – полный эстрадный оркестр – с трубами, тромбонами, саксофонами…

В этом оркестре играл крепыш-трубач с выпускного курса. Это был Валерий Полтавский. Анатолий Терещенко сыграл заметную роль в судьбе дипломированного самолётостроителя Полтавского, в его превращении в профессионального музыканта. Они оба, Валерий Валерьевич и Анатолий Кузьмич, в немалой степени поспособствовали возвращению Таганрогу былой славы родины российского джаза.

В оркестре парка Горького Анатолий Терещенко проработал 10 лет. В 1962-м с этим оркестром открывал Городской дом культуры. В 1960-е в ГДК каждую среду давал концерт симфонический оркестр областной филармонии; гастролировали государственные эстрадные оркестры Украины, Грузии, Армении, Азербайджана; приезжали «звёзды»: Эдита Пьеха, Клавдия Шульженко и Арам Хачатурян, с появлением которого Таганрог впервые услышал божественную музыку балета «Спартак». А Леонид Утёсов и вовсе приехал в наш город со своим оркестром.

Работу в парке Горького омрачили случавшиеся на танцплощадке побоища, после которых, бывало, оставались не только раненые, но и убитые.

Во второй половине 60-х Анатолий играл уже не в парке, а в симфоническом оркестре оперной студии Дворца культуры комбайностроителей: в репертуаре были оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Аида», балеты «Жизель» и «Дон-Кихот».

В 1965-72 гг. преподавал в своей родной детской музыкальной школе № 1 им. П. И. Чайковского.

 

«Радуга» — дорога в небо

Особенным оказался 1966-й: выпускник музучилища Терещенко тут же стал руководителем и дирижёром эстрадного оркестра «Радуга» ДК им. Димитрова.

Анатолий Терещенко и руководимый им оркестр «Радуга» 1982 год «Радуге» 20 лет

— У истоков создания оркестра в начале 60-х стоял работник авиазавода Леонид Фёдорович Мартыненко. Тогда в каждом цехе была своя художественная самодеятельность. И он отобрал по цехам лучших музыкантов, сформировал костяк оркестра. Назвали его «Радуга». В первой половине 60-х им руководили и Анатолий Давидович Рабчинский, и Николай Пантелеевич Сурков, а в 1966-м художественный руководитель ДК, мой друг и соратник Леонид Мартыненко пригласил меня возглавить оркестр.

И потом в течение четверти века с лишним вместе с профессионально растущими в «Радуге» музыкантами Анатолий Терещенко участвовал во многих сотнях концертов, проходивших в цехах авиазавода имени Димитрова, в одноимённом Дворце культуры, подшефных колхозах и совхозах, воинских частях, заводских базах отдыха. «Радуга» радовала многих и на различных мероприятиях областного уровня, и на десятках конкурсов и фестивалей, в том числе – всесоюзных и даже международных.

В 1972 году Анатолий Терещенко с группой музыкантов оркестра и солистом Николаем Перекопским представлял Ростовскую область в проводившемся в Луганске (Ворошиловграде) зональном туре Всесоюзного телеконкурса «Алло! Мы ищем таланты!» Николай Перекопский в тот раз был награждён дипломом и ценным подарком, а впоследствии стал заслуженным артистом России. 8 апреля 1972 г. их выступление транслировалось по Центральному телевидению. На областном телевидении «Радуга» была частым гостем.

В 1978-м этот оркестр стал участником областного Фестиваля патриотической песни. Концерт-конкурс длился свыше 2-х часов. Лучшим по мнению жюри номером Фестиваля была «Песня народного единства» чилийского композитора Ортега в исполнении таганрогской «Радуги». На последнем припеве все находившиеся во Дворце спорта – примерно 4 тысячи человек – в едином порыве встали и в такт песни-марша до самого финала скандировали. И опять в глазах у многих стояли слёзы.

На протяжении многих лет наш земляк Анатолий Терещенко работал в творческом содружестве с родоначальником профессиональной джазовой школы в Ростове-на-Дону Кимом Назаретовым и с ростовским композиторов и дирижёром Георгием Балаевым.

В 1989 году таганрогский оркестр стал участником проходившего в Ростове Третьего международного джазового фестиваля биг-бэндов и выступал на одной сцене с ведущими джазовыми оркестрами не только СССР, но также Франции и Польши. Причём оркестр «Радуга» на Фестивале оказался единственным самодеятельным коллективом, чем ошарашил ведущего: в его многолетней практике столь высокопрофессионального любительского оркестра до тех пор ещё не было.

К слову, солисткой этого оркестра долгие годы была супруга Анатолия Терещенко, работница авиазавода Людмила Туренко.

 

«Маяк»

На протяжении многих десятилетий Анатолий Кузьмич Терещенко оставался одним из известнейших музыкантов Таганрога, «зажигавшим» своей игрой на кларнете и саксофоне и земляков, и гостей нашего города.

Во второй половине 1990-х он руководил эстрадным оркестром в гарнизонном клубе «Сокол»; был удостоен личной благодарности командующего 4-й воздушной армией генерал-полковника Михайлова.

В течение почти десятилетия Анатолий Кузьмич Терещенко был приглашённым солистом (кларнет, саксофон) муниципального камерного оркестра под руководством Александра Гуревича. Его сольные выступления снискали заслуженное признание коллег-музыкантов, жителей нашего города и его гостей, в тои числе – зарубежных.

До 80-и с лишним лет был солистом и концертмейстером группы саксофонов Муниципального духового оркестра, который создал и возглавил его ученик Валерий Валерьевич Полтавский.

Солист саксофонист Анатолий Терещенко. 2004 год

Всю свою большую музыкальную жизнь Анатолий Кузьмич посвятил воспитанию молодых музыкантов, сохранению и продолжению богатых музыкальных традиций родного и любимого города.

Руководимый Анатолием Терещенко оркестр стал первоначальной школой профессионального мастерства для многих поколений музыкантов. Там в своё время играли ведущие в Таганроге музыканты-духовики Валерий Полтавский, Игорь Перекопский, Владимир Аникин, Вячеслав Акимов, Сергей Кадыгроб и другие, некоторые из которых и сами стали руководителями оркестров. Отдельные воспитанники «Радуги», покинув Таганрог, стали «звездами» первой величины не только в России, но и за рубежом.

Анатолий Кузьмич и сейчас, в свои 85 лет, остаётся учителем для очень многих таганрогских музыкантов. И учит он прежде всего собственным примером преданности любимому делу, великому искусству – музыке. По жизни он идёт с любовью – к музыке и к людям. Пожелаем ему еще долгих лет жизни, здоровья и радости: нам нужны такие «маяки»!

Антон Сахновский.

На фото из семейного архива Анатолия Терещенко.